Это в известной мере гипотетическая языковая семья, объединяющая три языковые группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-манчжурскую. Некоторые языковеды относят к алтайским языкам также языки корейский и японский. Однако общность указанных языковых групп не доказана, и они могут рассматриваться как отдельные языковые семьи. Название «алтайские языки» применяют иногда и для обозначения языков народов, живущих на Алтае — хакасов, алтайцев, тувинцев и других.
Народы алтайской языковой семьи на Северном Кавказе представлены тюрками. На монгольском языке говорят калмыки (самоназвание «хальмг» — численность более 150 тыс. человек), генетически восходящие к монголам — ойратам, выселившимся из Джунгарии в Россию в XVII в. Но калмыки географически тяготеют не к Северному Кавказу, а к Нижнему Поволжью, и мы их не рассматриваем.
Народы тюркской группы
В бывшем Советском Союзе тюрки составляли самую разветвленную группу, в которую входило около 25 языков и наречий с общей численностью до 25 млн. человек. Основная их масса проживала в Средней Азии (узбеки, казахи, туркмены, киргизы, уйгуры, каракалпаки), Сибири (якугы, тувинцы, хакасы, алтайцы), Повол — жско-Уральском регионе (татары, башкиры, чуваши) и на Кавказе (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы). После распада СССР в конце 1991 г. пять крупных тюркских народов образовали самостоятельные государства (Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Киргизия, Азербайджан). В число народов Северного Кавказа входят кумыки, карачаевцы, балкарцы и ногайцы.
Кумыки. Обитают в равнинно-предгорной части Дагестана, входя в основное население 7 его районов. Небольшие группы кумыков живут также в Чеченской республике и в Северной Осетии. Численность кумыков составляет приблизительно 150 тыс. человек, более точных данных в нашем распоряжении нет. Самоназвание народа «къумукъ». Южная часть кумыков именовала себя по названиям селений — башлинец (сел. Башлы), утамышец (сел. Утамыш) и т. д. Кумыкский язык относится к кипчакской группе тюркских языков и распадается на три диалекта: северный (хасавюртовский), средний (буйнакский) и южный (кайтагский).
Литературным является хасавюртовский диалект. Различия между диалектами постепенно стираются (62, с. 421).
Этногенез кумыков представляется в настоящее время как процесс этнической миксации, т. е. смешения древнего аборигенного населения предгорного Дагестана с пришлыми тюркоязычными кочевниками эпохи раннего средневековья, просачивавшимися сюда из сс- всрокавказских степей. По мнению исследователя этой проблемы Я. А.Федорова, первой волной таких кочев — ников-тюрок были савиры, появившиеся в Дагестане в V в.; савиры — народ гуннского происхождения. В V — VII вв. эта часть Дагестана в некоторых источниках называлась «страной гуннов». Так началась языковая тюркизация предгорных аборигенов Дагестана, растянувшаяся на несколько столетий (108, с. 114-117).
Вторую волну тюркизации Я. А. Федоров связывает с тюркоязычным народом хазар, создавшим обширный и могущественный Хазарский каганат, существовавший в VII-X вв. на территории Нижнего Поволжья — Северо-Восточного Кавказа. Завершающий этап тюркизации и ассимиляции приходится на период XI — XIII вв., когда в степях Предкавказья появились массы новых воинственных кочевников-тюрок, носивших общее наименование «кипчаки» (в русских летописях «половцы»). Кочевья кипчаков достигали Северного Дагестана, но после разгрома их и алан татаро-монголами около середины XIII в. часть кипчаков мигрировала в Дагестан, осела в предгорьях среди уже сильно отюреченных аборигенов и смешалась с ними, положив начало кумыкскому языку и кумыкскому народу. Принадлежность кумыкского языка к кипчакской группе тюркских языков подтверждает именно данную версию. В антропологическом отношении кумыки представляют типичный кавказский народ.
В XVI-XIX вв. значительное развитие у кумыков получили феодальные отношения, основанные на крупной земельной собственности. Класс феодалов, возглав — лившийся Шамхалом Тарковским, включал в себя беков, чайков, узденей и мусульманское духовенство: кумыки мусульмане-сунниты. На несколько категорий делились и крестьяне. Наиболее зависимой была категория чагаров-крспостных, не говоря о рабах-кулах. Судопроизводство основывалось на адатах и шариате. Феодальные отношения господствовали до революции 1917 г., переплетаясь с патриархально-родовыми пережитками и элементами капиталистических отношений. Распространена была и кровная месть (62, с. 432 — 434).
В годы Советской власти у кумыков была ликвидирована неграмотность (составляющая до революции свыше 90 %), на кумыкском языке издавались журналы и газеты, сформировалась интеллигенция. В 1930 г. основан Кумыкский драматический театр в Махачкале.
Карачаевцы. Территория древнего расселения карачаевцев до начала XX в. ограничивалась бассейном верховьев Кубани, подразделяясь на Большой Карачай (истоки р. Кубань с аулами Карт-Джурт, Учкулан, Хур — зук) и Малый Карачай (ущелье р. Тебсрды с притоками и аулами Теберда, Сенты). Восточнее г. Кумбаши и по р. Подкумку карачаевцы до советского времени не жили, как и в верховьях Большого Зеленчука (аул Архыз основан в 1923 г. и принял около 150 семей переселенцев). Горное малоземелье и одновременный рост населения побуждали карачаевцев переселяться в предгорные районы, продвигаясь вниз по Подкумку. Обживались казачьи станицы Зеленчукская, Кардоник — ская, Сторожевая, Прсградная. Таким образом, территория расселения карачаевцев за годы Советской власти претерпела существенные изменения, расширилась и стала основой возрождения этого небольшого народа: в начале XX в. карачаевцев, по некоторым данным, насчитывалось 15 тыс. человек (сейчас более 150 тыс.; 107, с. 131).
Самоназвание карачаевцев «карачайлы». Язык их, как и кумыкский, относится к кипчакской группе тюркских языков, но в отличие от кумыкского имеет ряд схождений с осетинским языком. Последнее обстоятельство вряд ли может объясняться языковыми связями и заимствованиями позднего средневековья — карачаевцы территориально не имеют контактов с осетинами. Это явление находит наиболее вероятное объяснение в особенностях формирования карачаевского народа, сходных в основных чертах с этногенезом кумыков — языковая тюркизация и этническая ассимиляция местного дотюркского населения, т. е. вер — хнскубанских алан, какой-то группой средневековых тюрок. Различные тюркские группы (болгары, хазары) проникали в верховья Кубани и Пятигорьс с VII — VIII вв., но серьезно демографическую ситуацию здесь не изменили. Приблизительно с середины XI в. из степей Предкавказья в предгорья продвигается наиболее мощное тюркское племенное объединение половцев, или кипчаков. Их расселение в верховьях Кубани радикально изменило демографию региона и привело к постепенной ассимиляции местной группы ираноязычных алан кипчаками, к окончательной языковой тюркизации этих алан, смешавшихся с кипчаками. Этноним «аланы», которым мегрелы Западной Грузии называют карачаевцев и сохранение этого этнонима в исторической памяти карачаевцев подтверждают вероятность охарактеризованного процесса сложения карачаевского народа (108, с. 100 — 104). Таким образом, карачаевский этногенез можно отнести к XI-XIII вв. и считать этот народ, как и родственных балкарцев, самым молодым народом Северного Кавказа.
Под современным названием «карачаи» интересую^ щий нас народ стал известен с первой половины XVII в., когда через их земли прошли в Мегрелию московские послы Ф. Елчин и П. Захарьев (109, с. 7 — 8). В это время в Карачас существовали уже феодальные отношения и феодалы, в русских источниках именуемые
мурзами, тогда как крестьяне назывались в тех же документах «мужиками». В 1828 г. Карачай был присоединен к России. Основным хозяйственным замятием карачаевцев до революции 1917 г. было отгонное скотоводство с преобладанием мелкого рогатого скота, карачаевская порода овец традиционно считалась одной из лучших пород.
Для этнографического быта карачаевцев характерны некоторые специфические черты. Прежде всего это домостроительство: тогда как у большинства народов Северного Кавказа жилье и хозяйственные постройки возводились из камня, традиционным жилищем карачаевцев был сруб из толстых бревен с двускатной земляной крышей и пристенным очагом (62, с. 250 — 253). В Карачас нет боевых и жилых башен, столь широко представленных в более восточных районах Северного Кавказа. Почти нет склсповых сооружений и святилищ, также широко бытовавших восточнее. Причины подобного своеобразия строительной культуры карачаевцев пока не раскрыты.
С XVII в. в Карачае начинает распространяться ислам. В настоящее время карачаевцы мусульмане-сунниты. В 1926 г. было начато строительство г. Карачаевск как центра экономической и культурной жизни карачаевского народа. Сейчас этот живописный город, окруженный невысокими горами, разросся и действительно стал таким центром. Великолепными горными курортами, превосходящими по природно-климатическим характеристикам курорты Швейцарии, стали горные долины Тсберды, Домбая и Архыза. Их ждет большое будущее. В Нижнем Архызе (ущелье Большого Зеленчука) находится Специальная астрофизическая обсерватория Российской Академии наук с самым большим в Европе телескопом (диаметр зеркала 6 м).
В годы второй мировой войны карачаевский народ был репрессирован и полностью депортирован в Среднюю Азию. Карачаевская автономная область, сущс — ствовавшая с 1926 г., была ликвидирована, территория Карачая в основном отошла к Грузии в качестве Клу — хорского района ГССР. Карачаевская государственность была восстановлена в 1957 г. в рамках Карачаево — Черкесской АО в составе Ставропольского края, и карачаевцы возвратились в родные места. В 1991 г. статус государственности был повышен и создана Карачаево-Черкесская республика со столицей в г. Черкесск. Характерной чертой общественно-политической жизни Карачаево-Черкесской республики в последующие годы была относительная стабильность и уравновешенность межнациональных отношений, несмотря на полиэтнич — ность ее населения. Этот положительный баланс оказался нарушен в мае-июне 1999 г. в связи с выборами первого президента республики: наиболее реальными претендентами на высший пост оказались карачаевец В. Семенов и черкес С. Дерев. Это обстоятельство провело черту этнического раскола между двумя «титульными» народами Карачаево-Черкесии и привело к противостоянию и небывалому ранее росту напряженности, что лишний раз обозначило всю сложность и остроту ситуации на Северном Кавказе. В результате выборов победу одержал В. Семенов, но «черкесская партия» с поражением своего кандидата не смирилась, и скрытое противостояние продолжалось.
Балкарцы. Живут в Баксанском, Чегемском, Че — рекском, Хуламо-Безенгийском ущельях и в некоторых равнинных населенных пунктах Кабардино-Балкарии. Численность балкарского народа — около 90 тыс. человек (107, с. 132). Самоназвание балкарцев «таулу» — горцы, но существуют более частные наименования по названию горных ущелий и, соответственно, обществ: малкъарлыла, бызынгылыла, холамлыла, чегемлслыла. В письменных документах название балкарцев впервые встречается в первой половине XVII в. (108, с. 104), но это не значит, что история балкарского народа началась в XVII в. Происхождение балкарцев, как и
их тюркский язык кипчакской группы, по существу одинаковы с этногенезом и языком карачаевцев, о чем выше уже говорилось. Это народы-братья, вероятно, происходившие из одних общих корней и, возможно, некогда составлявшие одну этническую общность, позже разделившуюся на две обособленные части. Сходную картину мы уже видели у адыгов, образовавших три близкородственных, но отдельных народа. Территориальное и культурное обособление в условиях очень труднодоступного высокогорья и бездорожья привели и к небольшим диалектным отличиям между карачаевцами и балкарцами. В языке балкарцев, в частности, выявлены так называемые «дигоризмы» — дигорцы являются ближайшими восточными соседями балкарцев и имели с ними традиционные связи. Кроме того, есть основания думать, что формирование балкарцев происходило на дигорской этнической основе путем смешения и ассимиляции алано-дигорского древнего пласта с пришлой группой кипчаков после татаро-монгольского нашествия XIII в. Если это так, балкарцы подобно карачаевцам и кумыкам представляют наиболее молодые народы Северного Кавказа.
Письменность на балкарском языке создана в 1924 г., а в основу литературного языка положен баксано-че — гемский диалект. Наиболее крупным и известным балкарским поэтом является Кайсын Кулиев.
Основой хозяйства балкарцев традиционно было животноводство с преобладанием мелкого рогатого скота, в первую очередь овец грубошерстной карачаевской породы. Значительная часть скота и лучшие пастбища и сенокосы находились в руках местных феодалов-тау- бисв. В годы Советской власти в горах Балкарии появились промышленные предприятия. Наиболее крупным стал вольфрамо-молпбденовый комбинат в городе Тырны-Ауз (Баксанскос ущелье).
В отличие от Карачая, в Балкарии преобладали каменные жилые дома с плоскими перекрытиями и открытыми очагами (62, с. 280-281). Еще одно отличие
4 Заказ №1610 Q7 состоит в том, что в Балкарии возводились каменные боевые башни и сооружались каменные погребальные склепы, бытовавшие до XVIII-XIX вв. В XVIII в. в Балкарию проник ислам, и сейчас балкарцы мусульма — не-сунниты.
В 1944 г. балкарский народ был подвергнут необоснованным репрессиям и полностью депортирован в Среднюю Азию, где пробыл до 1957 г. После разоблачения культа личности Сталина все репрессированные народы Северного Кавказа вернулись на свою историческую родину и пережили бурный период возрождения. Была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР со столицей в г. Нальчик. В январе 1991 г. Кабардино-Балкария была провозглашена республикой в составе Российской Федерации с президентской формой правления. Вскоре после этого в Балкарии появилась политическая тенденция, ориентированная на создание отдельной Балкарской республики и, следовательно, на раскол единой и оправдавшей себя государственности кабардинцев и балкарцев. После острых дискуссий невозможность подобного размежевания и земельного передела была осознана и осуждена, балкарский народ проявил трезвость и дальновидность, не поддержав идеи сепаратизма.
Ногайцы. Между Тереком и Курой простирается Ногайская степь, представляющая засушливую зону, административно входящую в Караногайский район Дагестана и Ачикулакский район Ставропольского края. Это территория кочевания ногайцев до XX в., причем кочевья были разбросаны на огромном и плоском, иногда полупустынном (Ачикулак) пространстве. Загонов для скота ногайцы не делали, корм впрок не заготавливали. Типичным явлением для этой суровой природной среды был недостаток воды: колодцев-копаней в степи было очень мало. При кочевой системе скотоводства постоянной угрозой массового падежа скота летом была жара и отсутствие воды, зимой — снежный покров, когда скот не мог добыть ссбс корм из-под снега. Поэтому ногайцы занимали в Предкавказье территорию, в хозяйственном отношении всегда представляющую зону повышенного риска и наименее выгодную для жизнеобеспечения.
Часть ногайцев расселилась в более благоприятных условиях в Кизлярском, Бабаюртовском и Хасавюртовском районах Дагестана, частично в притеречных районах Чечни, в Кочубеевском и Минсраловодском районах (аул Канглы) Ставрополья. Живут ногайцы также в Карачаево-Черкесии, составляя население 7 аулов. Общая численность ногайцев более 75 тыс. человек, но точных данных мы не имеем. Ногайский язык относится к кипчакской группе тюркских языков и включает в себя три диалекта: караногайский, ачикулакс — кий и акногайский (в Карачаево-Черкесии). Диалекты отражают соответственно три этнографические группы ногайского народа (108, с. 117).
Происхождение ногайцев связано с монгольскими племенами мангытов и других, вошедших в улус золотоордынского темника XIII в. Ногая и смешавшихся с тюркоязычными кипчаками-половцами (110, с. 5 — 6). В процессе этой миксации и ассимиляции язык кипчаков победил и стал языком этнического новообразования ногайцев. Долгое время считалось, что самоназвание народа «ногай» происходит от имени упомянутого темника Ногая, достигшего значительного военно-политического могущества. В настоящее время высказано иное объяснение: этноним «ногай» происходит от социального термина «кочевник» («нагай»; Ю. А. Евстигнеев, 111, с. 80-81). Ногайская орда выделилась из Золотой Орды в конце XIV в., а в XVI в. распалась на Большую и Малую Орды. В XVII в. под натиском переселившихся в Поволжье калмыков ногайцы Большой Орды откочевали на запад и юг, осваивая и степи Северного Кавказа.
Как у многих народов Северного Кавказа, у ногайцев господствовали феодально-патриархальные отно — шсння. Феодальный класс состоял из мурз и султанов (последние были равны с мурзами), кайбаши — мелкой знати, дворян, подобных адыгским уоркам, и мусульманского духовенства. Зависимое население состояло из асланбийке-свободных крестьян и йоллы кул-крс — постных. Постоянный голод и болезни без оказания медицинской помощи вели к систематическому снижению численности народа. Ногайцев называли вымирающим народом. Как и другие народы Северного Кавказа, ногайцы жестоко страдали от эпидемий. Так, в 30-х годах XIX в. бушевала холера, от которой почти вымерло население Канглов.
Огромные сдвиги в жизни и культуре ногайцев произошли в годы Советской власти. В 1928 г. создана ногайская письменность на латинской графической основе, в 1938 г. она переведена на алфавит с русской основой. Начато издание учебников и ногайской литературы на родном языке, процент грамотности вырос до 90. Происходит процесс формирования ногайской интеллигенции, появляются кадры своих ученых. Центром изучения ногайского народа и его культуры стал Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт в г. Черкесске. Своего национально-государственного образования ногайцы не имеют вследствие как немногочисленности народа, так и распыленности его в разных районах Северного Кавказа и отсутствия территории компактного проживания. Тем не менее, ногайская проблема существует, ногайские лидеры ставят вопрос о территориальной автономии, что кажется нереальным. Болес реальным представляются два варианта решения ногайской проблемы, предложенные А. В. Авксентьевым: создание на — ционально-культурной автономии и ногайское представительство в региональных и федеральных органах власти (107, с. 134).
Мы в самом сжатом виде познакомились с многими народами Северного Кавказа и убедились в том, что этот наиболее южный регион Российской Федерации является и наиболее пестрым и сложным регионом российского государства. Нарисованная выше картина историко-этнологической действительности Северного Кавказа не является статичной. Она по-разному в разных частях региона изменяется, находясь в постоянном движении. За последние 10 лет Северный Кавказ стал зоной самых активных массовых миграций в Российской Федерации, после вооруженных конфликтов в Закавказье и в результате нарастающих экономических проблем в суверенных закавказских государствах на Северный Кавказ переселились сотни тысяч армян, грузин и азербайджанцев. Нельзя не заметить, что основные потоки этих мигрантов (а они для России иностранцы) направляются не в национальные республики Северного Кавказа, а в Ставропольский и Краснодарский края. Тем самым постепенно демографическая ситуация в этих краях изменяется, этническая структура населения и сложившийся демографический баланс претерпевает качественные перемены. Опасность неконтролируемых и неуправляемых массовых миграций, на наш взгляд, в местных условиях заключается в латентном накоплении отрицательной социальной энергии, могущей привести к напряжению межнациональных отношений в ранее стабильных районах Северного Кавказа. Если учесть, что после распада СССР именно Северный Кавказ, по А. В. Авксентьеву, «оказался эпицентром этнических конфликтов в России», подобное развитие демографической (следовательно, и политической) ситуации в регионе может повести к крайне негативным последствиям.