Абазины. Начнем с ознакомления с абхазами, не проживающими на Северном Кавказе компактно, но родственными по языку и, вероятно, происхождению адыгским народам, и особенно абазинам. Происхождение абхазов уходит в глубину тысячелетий, и в этом
вопросе еще много неясностей (и мало достоверных источников), но не вызывает особых сомнений их генетическая принадлежность к палеокавказской этноязыковой семье. В науке серьезно поставлен вопрос о генетической близости палсокавказских племен с рядом племен ныне мертвых языков Передней Азии: хаттс — ким, урартским, хурритским. В таком случае абхазский язык вошел бы в группу языков — реликтов, оставшихся от общего палеокавказского языка — основы, и в этом было бы его выдающееся научное значение (7, с. 17 — 18; 8, с. 53). Особенно близок был к современным абхазо-адыгским языкам хаттский язык (III-II тыс. до н. э.). В то же время ряд археологов-кавказоведов с протоабхазами и протоадыгами связывает генетически так называемую дольменную культуру Черноморского побережья и Северо-Западного Кавказа II тыс. до н. э. (8, с. 125; 10, с. 318). (Дольмены — монументальные каменные гробницы, сложенные из огромных плит и с круглым отверстием в фасадной стене.) Видимо, в эту эпоху происходит распад протоабхазской — адыгской этнической общности и начинается процесс формирования двух родственных, но отдельных групп, выделившихся территориально на севере и на юге Кавказа. Одновременно шла и дифференциация языков.
Такова схематичная, но вероятная картина древнейшей истории и происхождения (этногенеза) двух основных частей абхазо-адыгской группы: абхазской и адыгской. Завершение процесса дифференциации протоабхазов и протоадыгов специалисты относят к первой половине II тыс. до н. э. (11). Как видим, абхазы и адыги действительно принадлежат к числу древнейших насельников Кавказа.
В эпоху греческой колонизации Северного Причерноморья и побережья Кавказа (с VII в. до н. э.) на территории древней Абхазии и причерноморских адыгов появляются античные города. Одним из крупных по тем временам городов была Диоскурия (современный Сухуми), куда, согласно Страбону (I в. н. э.), схо-
дились соседние племена «главным образом за солью». По словам Страбона, «из этих племен одни занимают вершины гор, другие же обитают в лесных долинах, питаясь большей частью мясом диких животных, дикими плодами и молоком» (12, с. 479). Из племен, живших на территории Абхазии в античную эпоху, отметим кораксов, гениохов, санишв и, наконец, племена ап — силов и абазгов. Последние два племени — непосредственные предки абхазского народа, известные в источниках сів. н. э. (7, с. 36).
Абазгия и Апсилия, как этнополитические образования, существовали и в эпоху раннего средневековья. На севере древнеабхазские племена соседили с причерноморскими зихами — племенем, родственным не только адыгам, но и абхазам. Не случайно адыги абхазов до сих пор называют «а-зега» (13, с. 19). Видимо, зихи занимали промежуточное положение между абхазами и адыгами. Абазгия с VI в. находилась под сильным воздействием Восточно-Римской империи — Византии — и тоща же приняла христианство из рук византийских миссионеров (14, с. 86 — 97; 15). Апсилия входила в состав Лазского царства в Западной Грузии (первые века н. э.).
В средние века происходит консолидация абхазских племен вокруг абазгов и Абазгии, формируется средневековая абхазская народность. К концу VIII в. сложилось Абхазское царство, объединившее всю Западную Грузию со столицей в Кутаиси (14, с. 236-237). Общим языком для всех народов Абхазского царства становится грузинский язык. Но абхазы не ассимилируются грузинами и сохраняют свой язык и этническую индивидуальность. Примерно в XIV-XV вв., входившая в состав абхазов этническая группа абаза-аба — зины (видимо, часть абазгов), переселилась на Северный Кавказ, получив название «таланта», что по-осетински звучит как «равнинники». Вслед за ними на север Кавказа перемещается еще одна абхазская группа «шхарауа» (13, с. 57). Они и образовали совремсн-
ный абазинский народ Северного Кавказа, имеющий абхазское происхождение.
Местность Абаза упоминает в связи с походом Тимура по Северному Кавказу персидский автор начала XV в. Низам ад-Дин Шами (16, с. 123). Так часть абхазского этноса оказалась на Северном Кавказе в окружении адыгских племен. В русских летописях XII — XV вв. северокавказские абаза и абхазы известны под названием «обез». Этноним «абаза» (самоназвание) в XVII в. известен как европейским (Жан де Лукка, Д’ Асколи), так и турецким (Эвлия Челеби) авторам. Абазины занимали верховья рек Большой или Малой Лабы, Урупа, Зеленчуков и Кубани, ще они жили вперемешку с черкесами и карачаевцами. Сейчас абазины компактно живут на территории Карачаево-Черкесской республики в 13 селениях, их насчитывается более 30 тысяч человек. Абазинский язык распадается на два диалекта: тапантский и ашхарский, литературным является тапантский диалект. По мнению некоторых ученых, в средневековье и до XIX в. абазин было примерно втрое больше, чем теперь (17, с. 9; 18, с. 15 —16). Этнографически абазины близки кабардинцам.