Храм в жизни города и горожан

Из незыблемых основ Российского государства — “православие, са­модержавие и народность” — важнейшей было самодержавие, к вернос­ти дсоторому призывала официальная церковь. Главной ее задачей был поиск форм и методов деятельности, которые дали бы ей возможность с наибольшей эффективностью служить самодержавию. Православная церковь обладала громадными средствами для поддержания влияния религии в массах, для выполнения интегрирующей функции — сеть учеб­ных заведений, многочисленные кадры духовенства, в том числе воен­ного, печать и др. Как фактор, укреплявший и поддерживавший суще­ствующую систему социальных отношений, церковь выполняла и нере­лигиозные функции — политические, экономические, правовые.

Религиозным воздействием были охвачены все слои городского на­селения, в том числе заключенные. По давней традиции, абсолютизм возлагал на госаппарат наблюдение за посещением церкви, этим же за­нималось приходское духовенство. В городе действовали российские традиции, по которым солдаты гарнизонов приносили присягу в своих полковых церквях, а мастеровые и работные люди, для которых присяга была также обязательна, имели свои домашние церкви.

Церковь принимала присягу на верность и от иностранцев, желав­ших принять российское подданство. Церемония принятия подданства проходила в церкви, в торжественной обстановке. В присутствии при­хожан, высокопоставленных лиц от органов городской, военной и поли­цейской властей священник принимал клятву верности России. Она за­вершалась целованием креста и Евангелия принявшим подданство и молитвой священника при горящих свечах о его здравии и пользе Оте­честву. Колокольный звон извещал город о принятии в состав государ­ства нового гражданина.

В деятельности церкви основное внимание уделялось религиозно­нравственному воздействию на прихожан. В 1895 году церковный ста­роста Константино-Еленинской церкви Панкратов, будучи инициатором открытия религиозно-нравственных чтений и церковно-народной биб­лиотеки, обращался к Его Преосвященству Владимиру, епископу Вла­дикавказскому и Моздокскому с просьбой выделить деньги на приобре­тение религиозных брошюр, молитвенников, Евангелий для продажи прихожанам753.

Другой священник Константино-Еленинской церкви Жуков предла­гал создать комиссию по распространению дешевых книг и брошюр религиозно нравственного содержания среди простого населения Вла­дикавказской епархии. Жуков считал долгом церкви заботу о “полезном и здоровом” чтении для грамотных простых граждан, отмечая, что их возросшими интеллектуальными потребностями пользовались торговые

книжные фирмы, распространявшие бездуховную, а иногда и сектантс­кую литературу. Комиссия, по замыслу священника, должна была со­ставлять каталог книг для продажи и привлекать к книжной торговле псаломщиков и церковных старост754. Свято-Троицкое Братство имело библиотеку, бесплатную читальню. В 1913 году собрание гласных Думы выделило участок городской земли Братству для устройства народной читальни и молитвенного дома755. Православное Братство Грузинского экзархата во имя Пресвятой Богородицы при Спасо-Преображенском соборе способствовало устройству церковных библиотек, складов ре­лигиозной литературы, икон, священно-исторических картин, а также организации внебогослужебных собеседований и воскресных школ756. Большую аудиторию собирали религиозно-нравственные чтения на темы “Значение семьи в деле религиозного воспитания детей”, “Религия в делах обыкновенной жизни”, “Сила молитвы и крестного знамени”. Корреспонденты местных газет часто отмечали, что религиозно-нрав­ственные беседы привлекали массу посетителей и производили на слу­шателей глубокое впечатление. Свято-Троицкое Братство в начале века стало ежедневно совершать все церковные и общественные богослуже­ния со всенародным чтением, используя для этого свою домашнюю цер­ковь757.

Владикавказский кафедральный собор проводил систематические беседы о повседневном богослужении, воскресные евангели, объясни­тельные к праздникам, а по средам и пятницам устраивал чтение акафи­стов758. Священники Константино-Еленинской церкви в праздничные и выходные дни устраивали в церковной школе внебогослужебные собе­седования. Они и служители Вознесенского причта ввели в практику чтения и беседы с “туманными картинками”759.

“Все духовенство г. Владикавказа по мере сил и учения назидает паству”, — отмечалось в годовом отчете Владикавказской духовной кон­систории в 1914 Году. При этом признавалось, что религиозно-просве — тительская деятельность была поставлена не лучшим образом, что боль­шинство священников в деле назидания паствы ограничивается произ­несением проповедей и вечерей. Местное Духовное начальство требо­вало организовать во всех приходах внебогослужебные собеседования вне храма, например, в церковно — приходских школах. Священников упрекали в отсутствии систематических миссионерских бесед среди сектантов — молокан, баптистов и др. Отмечая, что молоканская моло­дежь постепенно отходит от традиционного религиозного уклада, свя­щенники пытались противостоять попыткам баптистов привлечь моло­кан в свою секту.

Молокане отвергали обрядовую и отчасти догматическую сторону православного учения, не носили крестов, не почитали иконы, мощи святых, не признавали монашество и традиционную православную

14 Заказ Jfe 1611 209 иерархию. Поэтому по распоряжению епархиального начальства на Молоканской слободке и Базарной площади периодически проводились беседы с молоканами о почитании священных образов, о почитании святого Креста Христова760. Традиционно молокан в России принято было считать работоспособными и сплоченными создателями крепких крестьянских хозяйств, хорошими землепашцами, не употреблявшими спиртного согласно религиозной морали. Но утрата сложившейся куль­туры жизнеобеспечения, плохая адаптация к городскому хозяйству, оче­видно, стали причиной дурной славы Молоканской слободки, где было много хулиганов, дебоширов, пьяниц.

Церковь проявляла заботу и об этой части горожан. С 1889 года при Александро-Невской Владикавказской церкви действовало Общество трезвости в честь Божией матери — “Утоляющей наши печали” и святи­теля Феодосия Черниговского. К шестилетнему юбилею Общество на­считывало 6 тысяч человек-трезвенников. Возглавлял эту успешную деятельность отец Дмитрий Беляев, за что был награжден благодарны­ми прихожанами крестом синодальной формы. Юбилей был отмечен всенощным бдением, выступлением хора певчих. По городу раздава­лись брошюры “Меры борьбы с пьянством”.

В 1913 году при Свято-Троицкой церкви также было открыто Обще­ство трезвости “для борьбы с пьянством и сквернословием”761.

Сектанты тоже занимались религиозно-нравственной деятельностью. Устав Общества молокан предполагал открытие школы, библиотек, чи­тален, устройство духовно-нравственных бесед для ознакомления с “со­временным течением жизни”, разъяснения правовых и общественных вопросов762. С апреля 1906 года во Владикавказе стал выходить ежеме­сячный иллюстрированный духовно-нравственный журнал “Молоканс­кий вестник”. Структура журнала включала духовно-нравственные ста­тьи, беллетристику, хронику, объявления. Редакция журнала призывала к сотрудничеству, обещая публиковать статьи и письма полемического содержания763.

Российская церковь располагала мощной полиграфической и изда­тельской базой. Официальный орган Синода еженедельник “Церковные ведомости” рассылался во все приходы, имел внушительный тираж — 42-46 тыс. экземпляров. Кроме того, в каждой епархии (а в начале XX века в России их было 66) издавались местные “Епархиальные ведомо­сти”764, В 1894 году на основании рапорта священнослужителей Осетии от 30 ноября высшее церковное руководство разрешило издание “Вла­дикавказских епархиальных ведомостей”. Официальная часть содержа­ла сообщения из церковной жизни: распоряжения высшего правитель­ства, определения и указы Святейшего Синода, распоряжения Влади­кавказского епархиального начальства и т. п. Вторая неофициальная часть включала поучения, речи, беседы, общебогословские, церковно-исто­рические и религиозно-нравственные статьи, материалы о церковно­религиозной жизни Владикавказской епархии. Жители Владикавказа оформляли подписку на столичные журналы “Христианское чтение”, “Церковный вестник”, “Божия нива”, “Отдых христианина”, “Приходс­кая жизнь”. Издательская деятельность не ограничивалась периодикой. Практиковалось издание брошюр, особенно для борьбы с сектантством. Например, в 1908 году по распоряжению Преосвященного Гедеона на миссионерские средства были изданы две тысячи брошюр епархиаль­ного миссионера Сквозникова “Новоизраильтяне”.

Среди горожан-мусульман были читатели единственного в России еженедельного популярного научно-литературного и общественного жур­нала “Мусульманин”, который стал выходить в июле 1908 года в Пари­же. В городе была открыта на него подписка765.

Религия как соционормативный институт поддерживает и усилива­ет действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуще­ствляет формальный контроль через деятельность церкви и неформаль­ный, когда сами верующие выступают в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. Любая религия предлагает своим приверженцам нормативные стандарты поведения, обусловлен­ные религиозными заповедями и религиозной моралью. Эта регулятив­ная функция особенно эффективно проявлялась в первичной социали­зации молодежи. Этот процесс включает различные формы приобще­ния детей к храму, получение религиозного образования, воспитания.

Одной из форм участия детей и подростков в приходской жизни было пение в церковном хоре. Во многих духовных учебных заведениях были свои ученические хоры, особенно славился детский хор при лютеранс­кой кирхе. Пение было средством приобщения детей и подростков не только к церковной службе, но и к музыкальной культуре. В этом заклю­чалось социокультурное значение участия подрастающего поколения в конфессиональной жизни. Дети должны были по воскресным и празд­ничным дням посещать церковь. В учебных заведениях Военного ве­домства даже издавали приказы о необходимости всем учащимся ис­полнять “первейшие христианские обязанности”766. Еврейские дети не посещали школу по субботам, в дни некоторых религиозных праздни­ков: первый и два последних дня Пасхи, два дня Шавуот, во время поста Тшие бе Абь и некоторых других. Они принимали участие во многих обрядовых действиях: зажигали ханукальные свечи, во время Пасхи (Пейсах) сидели за праздничным столом и должны были задавать воп­росы родителям о происхождении праздника, о смысловом значении ритуальных блюд и другие.

Религиозная традиция как атрибут семейного и общественного вос­питания способствовала нормативной регуляции поведения людей в об­ществе. Интересна в этом отношении традиция евреев вести тетрадь с записью “добрых дел” каждого прихожанина. Она находилась в синаго­ге, а когда человек умирал, на похоронах оглашали совершенные им добрые деяния.

Большое нравственное значение имела еврейская “суббота” (“ша­бат”), день покоя. Соблюдение субботы — это выражение человеком сво­ей веры в Бога, Творца Вселенной, освобождение человека и его созна­ния для высоких духовных мыслей, для укрепления семьи и взаимоот­ношений между соплеменниками. В этот день люди ходили в синагогу, молились, слушали чтение Торы. Когда синагоги в городе не было, ев­реи проводили субботу в кругу семьи, с близкими людьми, за совмест­ной трапезой. Тора запрещает в этот день работать: определено 39 глав­ных видов запретных работ и множество производных от них. Соблю­дение субботы считалось отличительным признаком еврейства.

Греки, ходатайствуя об открытии своей церкви, также проявляли за­боту о детях: “Церковная служба на родном греческом языке будет иметь для них благие последствия, раскрывая перед ними великие сокровища православия. Они будут участвовать в отправлении богослужения в ка­честве певчих, дьячков и т. п., каковое обстоятельство всегда и везде при­учало детей к известной дисциплине и выдержке”767.

Все городские храмы заботились об образовании и занимались школьным строительством. Еще в крепости в 1836 году по инициативе экзарха Грузии Евгения было образовано Осетинское духовное учили­ще. Цель воспитания детей в училище определялась “Правилами”, в которых указывалось: “Правила и поступки горцев почти во всем про­тивоположны правилам и поступкам христиан и граждан. Поэтому — то священнейшею обязанностью смотрителя и наставников Владикавказ­ского училища должно быть направление деятельности юных питомцев в противную сторону от примеров, их окружающих, на сторону чистой христианской нравственности… В душах этих диких надобно возродить новый мир с христианскими понятиями о коренных обязанностях и от­ношениях к Богу, к людям, к себе самим, ко всему обществу и прави­тельству Российскому и государю”768.

По жалобе воспитанников Кавказскому Наместнику на плохое бы­товое состояние училища, оно было закрыто в 1863 году. Архимандрит Иосиф считал это событие самым печальным за все время своей дея­тельности в Осетии.

В 1862 году священник А. Колиев открыл в городе осетинскую жен­скую школу, на базе которой через год Совет общества восстановления православного христианства на Кавказе открыл трехклассную осетинс­кую женскую школу. В 1866 году она была преобразована в женское училище. Священник А. Гатуев так определил цель открытия училища: “Дать религиозно-нравственное христианское воспитание дочерям осе­тин, извлечь народ осетинский из магометанского заблуждения, смешан — ного с язычеством и возвысить его, даровав ему христианских матерей и усердных учительниц сельских церковно-приходских школ”. К. Хета- гуров писал, что “во все времена своего существования школа пользо­валась необыкновенной любовью и доверием осетин. Она не могла вме­щать всех желающих учиться в ней… Она была безусловно лучшим учреждением просветительной деятельности “Общества восстановле­ния православного христианства на Кавказе”769.

Когда над школой сгустились тучи и ее хотели закрыть, на защиту встали К. Хетагуров, Преосвященный Петр, епископ Владикавказский, многие представители церковной и светской интеллигенции. За эту ак­цию Преосвященный Петр был переведен в Великий Устюг, К. Хетагу­ров выслан за пределы Терской области. Но школа была возвращена осетинам770.

В 1887 году во Владикавказ было переведено из Моздока открытое еще в 1764 году духовное училище. На средства Владикавказской епар­хии было основано Епархиальное женское училище. Духовенство Вла­дикавказской консистории открыло его в 1894 году. Это было среднее учебное заведение, дававшее звание домашней учительницы. Там мог­ли учиться не только дети духовенства, но и представители других со­словий православного вероисповедания.

Девочки жили в пансионе и “пользовались полным содержанием”. Духовенство Владикавказской консистории не имело здания, занятия проходили в наемной квартире, поэтому неоднократно ставился вопрос об отводе земли для постройки здания, об отпуске денег на строитель­ные работы771.

В мае 1895 года церковный староста Константино-Еленинской цер­кви Панкратов, обращаясь к Его Преосвященству Владимиру, епископу Владикавказскому и Моздокскому, просил разрешения на открытие шко­лы. Он выражал беспокойство по поводу переполненности начальных городских училищ, в результате чего многие дети прихода оставались неграмотными772. Свято-Троицкое братство имело “школу для воспита­ния детей с обучением их церковному пению, ремеслам и рукодельным работам”. В 1895 году для этой школы было построено здание773. При Спасо-Преображенской церкви была церковно-приходская школа, где в 1895 году училось 128 человек774. Образованное при Соборе Братство грузинского экзархата во имя Пресвятой Богородицы ставило перед со­бой задачу строительства и содержания церковно-приходских школ. По­четными членами Братства становились лица, содержащие школы на свои средства. Они были правомочны выбирать преподавателей, кото­рых затем утверждал епископ через Епархиальный училищный совет775.

При школах и училищах были домовые церкви: при мужской гим­назии — Иоано-Богословская, при 1-м реальном училище — Николаевс­кая, при мужском духовном училище — Кирило-Мефодиевская, при Ка­детском корпусе — Алексеевская во имя святителя Алексия с одним пре­столом, при учительской семинарии — Кирило-Мефодиевская, при Вла­дикавказской 1 — й женской гимназии — Рождественская Богородичная с одним престолом776.

При каждой национальной церкви была также основана своя шко­ла. При осетинской церкви действовала школа А. Колиева. В начале 1911 учебного года в ней был увеличен учительский штат, что вызвало небы­валый наплыв детей-осетин. Авторитет церковной школы значительно поднялся благодаря стараниям священника отца Цомаева и попечителя школы С. А. Андреева. Как только была построена вторая осетинская церковь — Владимирская имени Святого Георгия — ее настоятель отец Михаил Коцоев стал ходатайствовать перед Епархиальным училищным советом об открытии в районе его прихода женской церковно-приходс — кой школы. Там же была открыта и 7-я городская министерская шко­ла777. В 1915 году имеющему звание муллы осетину X. Цораеву было разрешено открыть в городе частную школу для преподавания мусуль­манского вероучения778.

В сентябре 1894 года во Владикавказе официально было объявлено об открытии греческой одноклассной церковно-приходской школы. Ме­стная пресса отмечала, что это произошло благодаря усилиям немно­гочисленной греческой общины и что дети будут обучаться и родному, и русскому языкам. Первый заведующий школы Федор Христофорович Граматикопуло был большим знатоком греческого языка и опытным ра­ботником просвещения, сумевшим поставить школьное образование на должном уровне. Греческое училище действовало на основе царского Положения “ О туземных школах” 1881 года, которое не предполагало никакой помощи со стороны государственных органов. Школа содер­жалась за счет самих греков. Помогали греческие общества из Ростова и Пятигорска. В 1901 году почетный гражданин Владикавказа купец Марадонов завершил строительство школьного здания с большим дво­ром и подарил его греческому обществу. В 1912 году, после смерти Гра­матикопуло между общиной и директором народных училищ Терской области Беляевым возникла конфликтная ситуация из-за попытки пос­леднего исключить из программы греческий язык. Городская обществен­ность поддержала протест греческой интеллигенции, преподавание род­ного языка удалось отстоять. Детей стал учить священник Аристид Ка — кулидис779.

Еврейское общество Владикавказа уделяло большое внимание об­разованию подрастающего поколения. В 1873 году отставной военный Зурух Виницкий в собственном доме открыл начальную религиозную школу — хедер (по улице Надтеречной). В 1879 году при синагоге было открыто начальное еврейское училище. В 1890 году в трехклассном учи­лище обучалось 76 мальчиков. Преподавание велось на русском языке, но изучали еврейский язык, письмо и Закон Божий. В 1901 году состоя­лась закладка здания еврейского двухклассного училища при Владикав­казской синагоге780.

В архивах сохранилось множество различных прошений и хода­тайств армянского духовенства об открытии школ. При армяно-григо — рианской церкви было создано “армянское для всепомощенствования учащимся общество” во главе со священником П. Кусакянц (Гусикянц), двухклассная церковно-приходская школа, армяно-григорианское началь­ное училище, ремесленное училище, церковно-приходское училище для девочек-армянок, одноклассное мужское училище. Все эти заведения существовали, в основном, на церковные средства и сборы прихожан. Церковь ежегодно выделяла одну тысячу рублей “Армянскому для все­помощенствования обществу” на содержание школ781. Закон Божий пре­подавался настоятелем армянской церкви, он был обязательной дисцип­линой.

Немцы открыли в городе евангелическо-лютеранское училище, по­ляки и литовцы — римско-католическое училище782. По инициативе док­тора М. Далгата и отставного генерала Кудинетова была устроена шко­ла цри суннитской мечети783. В ноябре 1903 года было открыто персид­ское училище “Навруз” — единственное учебное заведение для персов во всей России784. Во всех этих школах основное внимание уделялось изучению особенностей своего вероучения. В этом были заинтересова­ны и родители. Например, в 1916 году к администрации римско-католи — ческой гимназии родители обратились со следующим заявлением: “Мы, родители — католики учащихся вверенной Вашему Превосходительству гимназии, понимая, как велико значение религии для нравственного вос­питания детей и как необходимо для них изучение Закона Божия, ис­кренне желаем, чтобы детям нашим Закон Божий преподавался в гим­назии”785.

Образованное в 1917 году во Владикавказе “Литовское общество” из местных жителей и беженцев также заботилось об обучении детей грамоте и Закону Божия на родном языке786.

Включение религиозной морали и ценностей в воспитательный и образовательный процесс приводило к тому, что в общественном пове­дении человека религиозные нормы и заповеди органически сочетались с требованиями общественной морали.

Епархиальное начальство использовало школьное строительство и в миссионерских целях. В октябре 1900 года “Владикавказские Епархи­альные ведомости” сообщали о событии, “не бывалом в летописях епар­хиальной жизни”. Была открыта церковно-приходская школа на Моло­канской слободке, где не было православного прихода. Детям молокан был практически закрыт доступ в учебные заведения из-за отсутствия метрических документов. Епархиальный училищный совет решил по­мочь обретенным на вынужденное невежество “русским людям, утра­тившим прародительскую веру”. Школа была открыта в наемном по­мещении для детей обоего пола. Но желающих учиться оказалось в два раза больше предполагаемого, поэтому обучение проходило в две смены. Церемонию освящения школы совершил сам Преосвященный владыка. Обращаясь к детям, он сказал: “Как при земной жизни ма­тери приводили и приносили детей к Господу Иисусу Христу, и он обнимал их, возлагал свои пречистые руки и благословлял их, так и теперь вас ведут ко Христу… Здесь, в школе, вам покажут Христа, — изображение лика Его, ознакомят с Его учением, преподадут Его за­веты. Молитесь же и старайтесь быть достойными того, чтобы Гос­подь коснулся вас своею благодатью и благословил вас на всякое доброе дело”. Молокане выразили полную готовность принять учас­тие в молебне, “произошло трогательное молитвенное общение сек­тантов с православными”787.

Церковь заботилась не только об образовании, но и воспитании мо­лодежи. В январе 1911 года вышел синодальный указ о привлечении духовных установлений к делу учреждения воспитательно-исправитель­ных заведений для несовершеннолетних преступников и к оказанию помощи правительству в борьбе с детской преступностью. В ответ на этот указ Владикавказская Духовная Консистория объяснила, что мона­стыри Владикавказской епархии бедны, неустроенны и сами нуждают­ся в поддержке благотворителей и “по сей причине не представляется возможным оказать в данном деле помощь”, но взяла на себя обязатель­ство произвести сбор в пользу помещенных в городской приют мало­летних преступников. Об этом просил и Председатель Правления Вла­дикавказского общества воспитательного приюта788.

Городские храмы принимали участие в общественной жизни. Еже­годно в день памяти освобождения крестьян от крепостной зависимос­ти (19 февраля) во всех местных церквях совершались панихиды. От­мечались памятные даты, связанные с императорской семьей. В память священного коронования их Императорских Величеств совершалась божественная литургия, а в 1897 года этот день был отмечен сооруже­нием нового колокола в Константино-Еленинской церкви789.

Через храм этнические группы участвовали в общественной жизни своей родины. В церкви Владикавказской грузинской школы по случаю присоединения Грузии к России ежегодно совершались молебствия, на которые собиралась вся грузинская община. В июле 1894 года армянс­кая церковь провела широкомасштабную акцию по сбору доброволь­ных пожертвований пострадавшим от неурожая соплеменникам в ази­атской Турции и селах Эриванской губернии. В 1914 году каталикос всех армян получил разрешение Наместника Его Императорского Величе­ства на Кавказе произвести в пределах Кавказского края сбор добро­вольных пожертвований в пользу голодающих армян-беженцев из Тур­ции. В 1912 году, когда Красный Крест обратился ко всем церквям Рос­сийской империи оказать помощь раненым и больным воинам славянс­ких Балканских государств и Греции, вовлеченных в войну с Турцией, Успенская греческая церковь Владикавказа произвела сбор в пользу Красного Креста790.

В июле 1914 года по случаю коронования повелителя Персии — Сул­тан-Ахмед-шаха во Владикавказе проходили “национальные торжества” персов. “Старая мечеть, куда с раннего утра начали стекаться мусульма­не, была декорирована национальными флагами… собралось огромное количество мусульман в праздничных одеяниях. Представители персид­ской интеллигенции, купечества и проживающей в городе знати яви­лись в мечеть, где состоялось торжественное богослужение. Ахунд Ка- сум-Заде открыл богослужение восхвалением Всевышнего за Его Про­мыслы, ниспосылаемые на землю правоверным и призвал присутству­ющих просить Всевышнего о многолетии молодому повелителю Пер­сии и Императору Николаю Александровичу791. Также торжественно от­мечали персы день дарования Конституции.

Когда городу грозила опасность эпидемии, церкви устраивали крес­тные ходы. 25 июля 1892 года представители армяно-григорианского духовенства совершили крестный ход по некоторым городским улицам “по случаю эпидемии”. В 1910 году в городе состоялся общий крестный ход с молебствием об избавлении от холерной эпидемии792.

В 1914-1916 годах, когда страна вела первую мировую войну, все городские храмы пытались оказать посильную помощь. С самого нача­ла войны при церквях стали открываться попечительские советы о се­мьях запасных, призванных на войну. Прихожане сочувственно отзыва­лись на призывы духовенства — церковные кружки не пустовали. Цер­ковь при Владикавказском Духовном училище оборудовала на свои сред­ства лазарет, заботилась о раненных793. В июле 1914 года в персидской мечети состоялось торжественное богослужение по случаю начала вой­ны. “В жарких молитвах молящиеся просили о ниспослании победы русскому воинству и многолетия Государю Императору”. В октябре 1914 года по случаю объявления Турцией войны России в армянской церкви состоялось торжественное молебствие о даровании победы русскому оружию794.

В еврейской синагоге по просьбе георгиевского кавалера Исая Лих­тенштейна было отслужено молебствие о здравии врачей города Влади­кавказа, находящихся на фронте795.

Осетинские церкви в 1914 году приняли решение воздержаться от устройства национального праздника в честь Св. Георгия и передать со­бранные для этого средства на военные нужды796. По указу Св. Синода от 6 апреля 1916 года Консистория предписывала Благочинным церк­вей 1-13-го округов произвести сбор пожертвований на устройство в пользу пострадавших на войне нижних воинских чинов курсов по под­готовке волостных писарей, счетоводов и инструкторов797.

Культурно-просветительская деятельность городского храма была шире традиционной религиозно-нравственной сферы и школьного стро­ительства. Развивавшаяся общественно-культурная среда порождала новые формы участия церкви в культурной жизни. 6 апреля 1895 года христианские церкви города праздновали 1000-летие со дня кончины Св. Мефодия. В Спасо-Преображенском соборе состоялась литургия, затем крестный ход на церковную площадь, где состоялся молебен798. 13 октября 1913 года местное армянское общество праздновало 1500- летие армянского алфавита и 400-летие книгопечатания. В церкви со­стоялось торжественное богослужение, крестный ход в армянскую шко­лу, где состоялось “Музыкальное утро”. На этом празднике присутство­вал городской голова Г. Баев, вся армянская община, городская интел­лигенция799. 7 ноября 1913 года обе осетинские церкви на Осетинской и Владимирской слободках провели панихиды по скончавшемся профес­соре Всеволоде Федоровиче Миллере, внесшем огромный вклад в осе­тинскую науку и культуру800.

В 1909 году Владикавказ отмечал 100-летний юбилей Н. В. Гоголя. В этом событии приняли участие все духовные заведения. В епархиаль­ном женском училище был устроен литературный вечер, который по­чтил своим присутствием Преосвященный Владыка. На вечере говори­ли о биографии писателя, о его литературном творчестве, декламирова­ли фрагменты его произведений. В мужском духовном училище после гимна “Боже, царя храни” одним из преподавателей был прочитан док­лад о творчестве Н. В. Гоголя, училищный хор пел кантату “Слава”, уче­ники читали фрагменты произведений писателя. Зал был украшен пор­третом Гоголя, национальным флагом, цветами. Все ученики получили в подарок произведения Н. В. Гоголя в издании Сытина. В училищной церкви состоялась панихида801.

К концу XIX века церкви города стали принимать участие и даже организовывать детские новогодние праздники. Вознесенская, Братская и Константино-Еленинская церкви устраивали новогодние елки. Свя­щеннослужители, а иногда и сам преосвященный владыка присутство­вали на детских концертах, благословляли участников и гостей, дарили им иконочки, книги, сладости и т. п.802.

При кафедральном соборе был создан любительский хор из сорока человек, которым руководил отец диакон Алексей Васильевич Лосев. Он часто устраивал вокально-музыкальные вечера с исполнением цер­ковных песен, которые пользовались популярностью у горожан. На кон­церты собиралось по двести и более человек803.

Без участия церкви не обходилось ни одно важное событие в обще­ственно-культурной жизни города. Открытие любого общества, учеб­ного заведения предполагало обязательную церемонию освящения, цер­ковного благословения.

Особого внимания заслуживает проблема роли церкви в развитии городского варианта культуры этнических групп, в частности осетин. Они имели в городе две церкви, а Преосвященный Питирим в сослуже — нии сонма городского духовенства часто совершал литургию на осетин­ском языке. В 1912 году он исходатайствовал из средств Святейшего Синода 1500 рублей для издания на осетинском языке богослужебных книг, к переводу которых сразу же приступила особая комиссия под пред­седательством городского головы Г. Баева в следующем составе: свя­щенник X. Цомаев, Н. Рамонов, М. Коцоев, учитель И. Бигаев804. В жур­нале “Владикавказские епархиальные ведомости” часто публиковались священники и учителя-осетины А. Гатуев, К. Токаев, X. Уруймагов, А. Цаголов. Осетинская интеллигенция накапливала опыт редакционно­издательской работы, который вскоре (в 1911 г.) понадобился для ново­го журнала на осетинском языке “Чырыстон цард” (“Христианская жизнь”). Глава Владикавказской епархии Преосвященный Антоний под­держал осетинскую паству и изыскал денежные средства на издание журнала. Он сам оформил годовую подписку для нескольких причтов в горных селениях. Редактор X. Цомаев привлек к сотрудничеству мест­ную интеллигенцию. И “Владикавказские епархиальные ведомости” (особенно с 1908 г.) и “Чырыстон цард” публиковали произведения рус­ской и осетинской литературы, у истоков которой стояла церковная ли­тература805. Журнал сыграл большую роль в формировании осетинской городской культуры.

Армянская церковь уделяла большое внимание армянскому издатель­скому обществу. Все его собрания проходили в зале церкви.

Как было указано выше, религиозные организации обретали неспе­цифические функции, в их числе — экономическая. Она далеко не всегда была связана со сбором средств в благотворительных целях. Например, согласно Уставу “Общество владикавказских молокан” занималось воп­росами аренды, купли-продажи земли, снабжало дешевым кредитом, осуществляло посредничество при приобретении орудий, семян, скота. Предусматривалось также взаимное страхование на случай смерти, ни­щеты, неурожая и др.806. Аналогичные функции выполнял Свято-Тро — ицкий монастырь.

Активная роль храма в жизни города и горожан, казалось бы, долж­на предполагать и аналогичный обратный процесс. Но анализ источни­ков позволяет утверждать, что приходская жизнь во Владикавказе была развита слабо. Служители официальной церкви были озабочены этим обстоятельством. Они считали, что между клиром и паствой должны быть самые близкие отношения: “Отношения причта к пастве проявля­ются, главным образом, в исполнении троякого пастырского долга: учить, совершать таинства и руководить в духовной жизни; отношение же па­сомых к причту — принимать наставления, обращаться за совершением таинств и за удовлетворением различных духовных нужд в молитве и руководстве в духовной жизни: на нравственной обязанности их лежит также заботиться о боголепии и благоукрашении своего приходского храма, равно как и возможность обеспечения своего причта. “ К сожа­лению, во Владикавказе среди православных приходская жизнь весьма слабо развита”, — сетовали соборные священники. Их возмущало ин­дифферентное отношение прихожан к выборам церковных старост. В конце декабря 1896 года в Михаило-Архангельском соборе проходили выборы церковного старосты в Кафедральный собор. Несмотря на то* что об этом событии объявлялось в соборах и местных газетах, на вы­боры явилось всего двадцать два человека. В других российских горо­дах выборы в кафедральный собор становились фактом общественной значимости, а должность церковного старосты котировалась довольно высоко. “Во Владикавказе же это событие приходит незаметно, им даже не интересуются… По-видимому, православные жители города не вы­работали себе прочных традиций общерусской приходской жизни, а руководятся таким началом: “кто-де живет ближе к какой церкви, той церкви он и прихожанин”807. Причину этого явления многие священни­ки видели в том, что в городе военные церкви появились раньше граж­данских и полковые священники выполняли обязанности приходских. Эта сложившаяся в городе традиция определила широкую сферу влия­ния полковых священников. Прежде их функции сводились к удовлет­ворению религиозно-нравственных потребностей военных, квартиро­вавших в городе. Но со временем вокруг военных церквей выросли при­ходы, которые вынуждены были обслуживать полковые священники, по­скольку не было других. У прихожан сложились определенные семей­ные традиции религиозной обрядности, а главной фигурой в ней стал военный священник. С возникновением самостоятельных епархиальных приходов появились трения между приходским и военным духовенством. Приходские священники ссылались на Устав Духовной Консистории, по которому они должны были исполнять все требы, а военные священ­ники могли это делать только в исключительных обстоятельствах и с согласия приходского духовенства. Действительно, по “Положению об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомства” военным священникам было запрещено совершать приходские требы808.

Ситуация в городе не изменилась даже с появлением Владикавказс­кого Кафедрального Собора. В отчете настоятеля Собора протоиерея Иоанна Беляева за 1895 год отмечалось, что многие из соборных прихо­жан обращались за требоисправлением к соседским священникам, а не к соборным. Размышляя над причинами такого состояния, протоиерей

Иоанн указывал, что Собор находится в неудобном для горожан месте на окраине города, что у членов причта не было церковного дома. Важ­ным обстоятельством, препятствующим развитию добрых приходских отношений между причтом и прихожанами, он также считал действия военных священников, которые пользовались популярностью среди го­рожан809.

Численность паствы определить довольно сложно. По исповедным книгам в 1894 года значилось 648 дворов или 1069 человек, а в 1895 году — 837 дворов или 1540 человек. Известно также, что в 1895 году к приходу присоединились пять магометан, два иудея, два субботника, один лютеранин, один кальвинист, семь старообрядцев810.

В 1896 году в Кафедральном Соборе на исповеди было отмечено 1034 человека при общей численности прихожан в 10 тысяч человек811.

Отношение горожан к официальной церкви характеризует “Ведо­мость о людях православного исповедания, бывших и не бывших на исповеди и святом причастии”, составленная в 1914 году на основании сведений по восьми православным церквям города. Из 9893 прихожан исповедовались и причастились 7018 человек (более 71%). Из 2875 не исповедовавшихся большая часть — 2267 человек приходится на куп­цов, мещан, цеховых мастеров и других горожан. В среде духовного ведомства, военных и статских не причастившихся было всего 208 че­ловек из 1342 (около 15%)812. Более внимательное отношение этой части горожан к важнейшим христианским обязанностям было связано, прежде всего, с контролем над ними со стороны начальства. В отчете о состоя­нии 1-го Благочиннейшего округа Владикавказской епархии за 1914 год указывалось, что перед Великим постом у исповеди и святого причас­тия бывало сравнительно немного прихожан. Говел преимущественно простой рабочий бедный народ. Большинство городской интеллиген­ции не исповедовалось и не причащалось. Из говевших редко кто посе­щал храм на седмицу. Большая часть прихожан говела только со среды. Многие пропускали пятничное причащение, являясь в церковь только в субботу. Большей религиозностью отличались женщины. Они собира­лись по средам и пятницам на чтение акафистов. Между соборными священниками и прихожанами были установлены такие формы взаимо­действия как систематические беседы о повседневном богослужении, воскресные евангели, “объяснительные” к наступающим праздникам. В дни церковных праздников Владыка посещал церкви. Кроме литур­гии он проводил нравоучительные беседы, учил благочестивым песно­пениям. В воскресные дни Великого поста для жителей Владикавказа был предложен ряд бесед религиозно-нравственного характера. Городс­кая публика сочувственно относилась к чтениям: “ на иных беседах на­роду было больше тысячи”813.

Статистические источники фиксировали только формальную при­надлежность к религии, не учитывая уровня религиозности и внеиспо — ведного состояния. Но есть материалы, позволяющие более детальное изучение отношения горожан к церкви.

В 1908 году на пастырском собрании священноиереев города Пре­освященный Агапит отмечал “необычайное развитие неверия и упадок нравственности”, развитие сектантства в простом народе, религиозный индифферентизм в интеллигентных кругах, неудержимую погоню за ма­териальными благами, стремление умалить значение духовенства. Тя­жесть пастырского служения усугублялась секуляризацией церковных школ и экспроприацией церковного имущества Развитие атеизма было общероссийской тенденцией. Исследователи объясняют это антигосу­дарственной и антиклерикальной пропагандой левых партий, негатив­ным отношением к войне 1914 года, когда антивоенные настроения сли­вались с антицерковными. Известно, что Временное правительство от­менило обязательное приобщение святых тайн для военнослужащих православного вероисповедания. В результате численность приобщив­шихся сократилось со 100% в 1916 году до 10% в 1917 году814.

Среди жителей Владикавказа было много “теплоохладных” к вере и церкви, совершенно не посещавших храмов. В дни религиозных празд­ников многие горожане охотнее посещали театр, “синематограф” при­общались к городским культурным формам. Горожане, видевшие в цер­ковных богослужениях форму свободного времяпрепровождения, с раз­витием городской общественно-культурной среды получили массу аль­тернативных способов проведения досуга. Некоторые городские при — чты с целью сохранения своей паствы стали использовать в религиоз­ных беседах “волшебный фонарь”, “туманные картины”815.

Наметившаяся тенденция просматривается в истории строительства церкви при здании Владикавказской ремесленной управы. В 1896 году Владикавказское ремесленное общество решило ознаменовать священ­ное коронование Их Императорских Величеств государя Николая Алек­сандровича и государыни Александры Федоровны постройкой церкви на доброхотные пожертвования членов общества и других лиц. Был раз­решен сбор средств, который затянулся на несколько лет. В итоге в 1907 году вместо церкви ремесленная управа построила клуб816.

“Уважения к духовенству во Владикавказе мало, — признавалось в отчете о состоянии 2-го Благочиннейшего округа Владикавказской епар­хии. По отношению к священникам и дьяконам здесь установилось ка — кое-то странное, необъяснимое, презрительное, пренебрежительное и брезгливое отношение. Священнику во Владикавказе нет другого на­звания как “поп”. Здесь широко распространен возмутительный и в выс­шей степени отвратительный обычай плевать при встрече с духовным лицом. Случается, что встречающиеся плюют не в сторону, а под ноги священнику или дьякону. Иные плевок в сторону духовенства сопро­вождают возгласом: “Тьфу, поп идет! Плюй скорее!”… Мне известен случай, что двое-трое священников, оскорбленные плевком проходив­ших мимо студентов, принуждены были обратиться в полицию для вы­яснения личности их, причем оказалось, что это были сыновья извест­ных во Владикавказе и даже в Терской области местных прихожан, лю­дей уважаемых и почтенных. Обиднее всего то, что обычая плеваться в сторону духовенства держатся не туземцы, не иноверцы, а чисто рус­ские православные, что неоднократно приходилось наблюдать. Особен­но укрепился этот обычай среди учащейся молодежи, гимназистов, реа­листов и др. Требуется неотложно бороться с этим злом. Для этого, преж­де всего, необходимо обратить внимание начальствующих лиц местных учебных заведений на существование среди учеников этого дикого обы­чая. Только при содействии их можно будет если не искоренить, то по крайней мере сократить развившееся зло”817. Описанная ситуация мо­жет быть объяснена действительно “русским” суеверием, а также наме­тившимися в городской среде атеистическими тенденциями.

В то же время среди прихожан было немало расположенных к духо­венству, уважающих духовный сан, приглашающих и с радостью при­нимающих их в своих домах на Пасху, Рождество, Крещение и другие праздники. Посещение священниками домов прихожан было довольно распространенным явлением, особенно при крещении младенцев, а так­же во время крестных ходов или так называемого славлення в святую четыредесятницу для прочтения установленных молитв, для сбора при­ношений от прихожан, для разъяснения таинств или священнодействия церковного праздненства, для “назидания” и “напутствия” больных818.

Неотъемлемой чертой конфессионального быта были богомолья и крестные ходы, имевшие не только религиозные, но и познавательно­развлекательные цели. Самым крупным и значимым для горожан был крестный ход по поводу прибытия в город Моздокской Иверской Чудот­ворной иконы Божией Матери. По ходатайству Его Преосвященства, Пре — освященнейшего Владимира, Епископа Владикавказского и Моздокс­кого Святейший Синод разрешил ежегодно приносить икону из Моздо­ка во Владикавказ в середине сентября сроком на два месяца. Моздокс — ко-Иверская икона Божией Матери была подарена осетинам грузинской царицей Тамарой в конце XII — начале XIII века. Известно, что царица ревностно заботилась о насаждении христианства среди горцев Кавка­за — устраивала храмы, украшала их иконами. Один из храмов получил в подарок образ Богоматери. По преданию, он был написан придвор­ным иконописцем, человеком благочестивым, который в течение шести недель готовился к своему труду молитвой и постом. Со временем ико­на прославилась чудесными историями. Неоднократно во время пожара в церкви, где она находилась, ее обнаруживали невредимой на одной из гор. Икона обрела ареол таинственности и чудотворности. В 1793 году

осетины, переселившиеся в Моздок, привезли икону с собой. По преда­нию, икона сама избрала место для своего нахождения за пределами города и чудесным образом известила об этом епископа, Преосвящен­ного Гайя, который соорудил для нее часовню. Впоследствии прихожа­не построили на этом месте деревянную церковь во Имя Успения Божи — ей Матери, а затем по ходатайству наместника Кавказского правитель­ство разрешило сбор денег на постройку Моздокского Успенского собо­ра, который был освящен в 1898 году. Кроме осетин, икону почитали и другие горцы, даже мусульмане, пораженные совершаемыми ей чудеса­ми. Поклонялись ей армяне-григориане, казаки, тысячи верующих из внутренних губерний — Екатеринославской, Харьковской, Астраханской.

В 1895 году икону Божией Матери впервые сопроводили крестным • ходом во Владикавказ. Сохранилось описание этого события. “ 17 чис­ло сентября было желанным и благословенным днем для всего Влади­кавказа. В этот день состоялось прибытие Моздокской Иверской Чудот­ворной иконы Божией Матери в город… Дня за три до прибытия иконы многие из жителей города выбыли, чтобы далеко за пределами города, в одной из станиц, чрез которые должна была проходить Чудотворная икона, встретить дорогую Небесную гостью! Накануне воскресенья под 17 сентября город украсился флагами по предложенному пути шествия иконы Божией Матери, и большинство жителей, особенно женщин, вышло из города навстречу Богоматери… К шести часам утра собра­лось в церковь Тенгинского полка, ближайшую к месту встречи иконы, городское духовенство, среди которого был и армянский священник г. Владикавказа. Были подняты священные хоругви и иконы Тенгинской церкви, открылся крестный ход по направлению к месту, назначенному для встречи иконы. Войска и учащиеся в светских и духовных заведе­ниях были расставлены шпалерами… С церквей зазвучали колокола. Сопровождаемая массой народа, убранная цветами, в блеске солнечных лучей, игравших на богатой ризе, показалась пред ожидавшим ее наро­дом Чудотворная икона Божией матери… Церковное пение, звон коло­колов, звуки военной музыки, игравшей “Коль славен”, молитвенные вздохи и возгласы окружающих — все это составляло торжественную и умилительную картину встречи”819. Только к девяти часам утра крест­ный ход подошел к Кафедральному собору, где должна была храниться икона. Не все желающие могли присутствовать на литургии и молебне, даже соборная ограда не могла вместить всех участников крестного хода. Вечером после акафиста Преосвященный обратился к пастве с назида­тельным словом о вере и великой силе молитвы и призывал обращаться за помощью и утешением к Чудотворной иконе. С тех пор ежегодно в сентябре икону доставляли в город. Бывали и незапланированные визи­ты, как, например, во время пребывания во Владикавказе императора Николая II в декабре 1914 года.

Организация крестных ходов способствовала укреплению позиций церкви в обществе. Эти процессии имели для духовенства и прямую материальную выгоду, поскольку в это время прихожане охотнее жерт­вовали в пользу церквей. В 1905-1906 годах на Епархиальном съезде, затем в церковной печати ставился вопрос об отмене ношения иконы по епархии. Часть духовенства обвинялась в меркантилизме и “торгашес­ких целях”, вызывал нарекания порядок крестного хода, который в бед­ных станицах задерживался не более двух часов, а в городе икону ос­тавляли месяцами. Многие священники считали, что паломничество в Моздок было покаянным шествием, а ежегодное созерцание иконы по­степенно притупляло религиозное чувство и превращалось в холодное равнодушие. В ходе полемики часто обращалось внимание на факт на­личия среди горожан массы атеистов: “городской и сельский обыватель — две вещи разные. Насколько первый неверен, настолько второй верует и чтит иконы вообще и в частности Моздокскую”820. Но крестные ходы сохранились вплоть до революции.

В конфессиональной жизни города были й другие знаменательные события. 12 июля 1909 года с разрешения и благословения Его Преос­вященства епископа Агапита с вокзала г. Владикавказа последовало тор­жественное перенесение в Свято-Троицкий монастырь святыни, при­бывшей из г. Кашина — образа благоверной великой княгини Анны Ка­шинской, в киоте, и частицы ее святых мощей. Это было знаком внима­ния и благословения Свято-Троицкого монастыря от Высокопреосвя­щенного Алексия, архиепископа Тверского, лично знавшего устроите­лей обители и интересовавшегося их судьбой. Святыню встречали и сопровождали крестным ходом, при этом присутствовала многочислен­ная публика821. Массовые богомолья создавали этноконтактные ситуа­ции, способствовавшие межконфессиональному общению. Ярким при­мером такого взаимодействия может считаться крестный ход в честь иконы Богоматери, которой поклонялись не только осетины — и христи­ане, и мусульмане, но и казаки, горожане других национальностей.

Изучение истории городских храмов приводит к выводу о специфи­ке национальных церквей. Они выполняли для своих прихожан не толь­ко традиционные функции религиозной просветительности и культо­вой практики, но и были центрами этнокультурного развития. Для представителей диаспорных групп, национальных общин большое зна­чение имела психотерапевтическая функция религии, актуализировав­шаяся в ходе адаптации к иноэтническому и иноконфессиональному окружению. Религиозная принадлежность горожан в этих условиях ста­новится этноопределяющим признаком, способствующим сохранению этнической самобытности.

В стенах храма решались важные для национальных общин вопро­сы. Священнослужители хорошо знали проблемы своей паствы и были

15 Заказ №1611 225

готовы оказать помощь — утешение, добрый совет, материальную под­держку. Храм становился центром благотворительности. Состоятельные прихожане часто делали пожертвования в пользу общины. Местная прес­са зафиксировала множество таких эпизодов. Например, в 1903 году Благочинный владикавказской армяно-григорианской церкви Акоп Сар — кисянц получил от Г. И. Евангулова сторублевую государственную рен­ту с процентами на учреждение в городе бесплатного приюта для бед­ных армян822. Церковная и мирская жизнь национальных общин были тесно переплетены. Это определило активную роль храма во многих сферах городской жизнедеятельности. Национальные церкви прово­дили широкомасштабные акции по сбору средств для участия в обще­ственной и культурной жизни своей родины. Армянская община Вла­дикавказа оказывала помощь пострадавшим от эпидемий, неурожаев, военных действий, отмечала национальные и юбилейные торжества, связанные с историей армянского народа. Персы отмечали кроме тра­диционных праздников дни “дарования” конституции, дни коронации персидских правителей и т. п. Также поступали другие национальные общины города.

Храм возникнув на основе общности религиозных верований и куль­товых действий, а со временем приобретал относительную самостоя­тельность и становился социальным институтом, выполнявшим не толь­ко религиозные, но и экономические, политические и другие функции.

Изучение деятельности национальных храмов приводит к выводу, что их основной функцией была не религиозно-культовая, а внутриком — муникационная. Храм для этноконфессиональных групп был, прежде. всего, средством этнического самоутверждения и сохранения националь­ной самобытности в иноэтническом окружении. Очевидно, этим обсто­ятельством следует объяснить конфликтные ситуации в суннитской и шиитской мечетях, нежелание прихожан разных национальностей по­сещать одну мечеть. Татары, ингуши, кумыки и осетины не хотели быть прихожанами одной (суннитской) мечети вовсе не из-за конфессиональ­ных столкновений. Татары хотели строить вторую мечеть, иметь свой приход не из-за обрядовых различий ханифизма и шафиизма. В городе с утвердившимся европейским принципом веротерпимости и высокой степенью этноконтактности эти небольшие различия не могли стать се­рьезным основанием для конфликтных ситуаций. Известно, что даже в степных исламских регионах эти различия не становились проблемой.

Персы и азербайджанцы тоже не хотели обслуживаться в одной (ши­итской) мечети, у них не было и конфессиональных различий. Но были другие — этнокультурные. Именно это стало основанием для этничес­кой обособленности. Национальная церковь нужна была для сохране­ния этнических и социокультурных нормативов. И с этой функцией она хорошо справлялась. Дезинтеграционные мотивы следует объяснять не

особенностями вероучения, а стремлением к этнической самостоятель­ности, этнической консолидации.

Нормы традиционной культуры защищали духовенство нацио­нальных церквей от проблем, испытываемых русскими православными священниками — неуважение к сану, теплоохладность к вере”, индиффе­рентное отношение к делам общины. Известно, что религиозный сим­волизм, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, а принятие определенной системы верований, символов включает чело­века в религиозную моральную общность и служит интегративной си­лой, сплачивающей людей. Религиозное поведение, культовые действия верующих — это часть религии, которая больше всего связана с традици­онной духовной культурой этноса. Религиозный комплекс вплетен в эт­ническую культуру, поэтому религия играет интегрирующую роль в пре­делах этнической группы. Эта функция реализуется в деятельности ре­лигиозных учреждений. Почти весь комплекс обрядовой жизни связан с храмом. Общественные богослужения, крестные ходы, праздники вы­полняли коммуникативную функцию.

С церковью были связаны все основные события жизненного цикла людей. Она становилась местом удовлетворения людей в национальном, земляческом общении; в праздничные и воскресные дни после оконча­ния службы прихожане не спешили расходиться по домам. Они поддер­живали тесные контакты и за пределами церкви. Мусульманские мече­ти были местом проведения досуга для мужчин, своего рода “мужским домом”.

Но внутриэтническая коммуникация не повлекла за собой взаимно­го отчуждения. История города не знает серьезных межконфессиональ — ных и межэтнических столкновений. Городские власти не препятство­вали храмовому строительству национальных общин, понимая, очевид­но, что разрушение структур повседневности ведет к этнопсихологи­ческому дискомфорту и межэтнической напряженности. Политика го­родских властей в сочетании с цивилизованными методами обустрой­ства своей жизни национальных групп создавали в старом Владикавка­зе атмосферу высокой культуры межконфессионального общения.

Толерантные отношения между адептами различных религиозных и культурных систем были детерминированы веротерпимостью, харак­терной для менталитета горожан. Этот процесс был оптимизирован и высоким уровнем развития культурной жизни. Этноконтакные ситуа­ции формировали положительные стереотипы и способствовали разви­тию городской культуры национальных общин. Церковная интеллиген­ция, создавшая свою литературу, журналистику, издательскую деятель­ность, занимавшаяся школьным строительством, стояла у истоков на­циональной культуры.