Вывод невесты

При выводе невесты из отчего дома стреляли вверх из ружей, чтобы отпугнуть злые силы. При этом представители каждой из сторон стре­мились опередить выстрелами другую сторону (дескать, чья взяла!). Стреляли и при вводе невесты в дом жениха. На руки невесте давали мальчика, что символизировало пожелание многодетной семьи, в кото­рой преимущественно рождались бы мальчики. Здесь вновь придется сделать отступление.

Пожелание иметь больше мальчиков никак не означало проявление пренебрежитель­ного отношения к женскому полу. Напротив, у ингушей бы­тует давнее поверие, что отец, у которого много девочек, непре­менно попадет в рай. Но в пе­риод почти полного отсутствия должной социальной защи­щенности со стороны государ­ства приходилось полагаться на свои собственные силы, а это означало: силен (и прав) тот, кто может защитить свои семьи и род, может способ­ствовать укреплению их эконо­мической и военной мощи. Для всего этого нужны были сильные мужские руки, а их в те отдаленные времена всегда не хватало, ибо немало мужчин погибало или вдали от отчего края, или в различных междоусобицах. В более отдаленные вре­мена для мужчин даже считалось более почетным погибнуть в бою, чем умереть дома на кровати. Тогда-то и родилась пословица: «Гордый пес не умер на своем дворе» («Яхь йола пхьу ший коа беннабац»).

Не случайным было пожелание невесте: «Да будешь ты облагоде­тельствована семью сыновьями» («ВорхI воЫ фарал йойла хьо»). Мо­лодой паре желали: «Да будут у вас семеро сыновей и одна дочь!» Если рождалась девочка, произносилось пожелание: «Пусть она долго живет и здравствует и станет сестрою семи братьев!».

Мальчику, взятому на руки, невеста давала деньги и, слегка прила­скав его, возвращала. Бывало, что мальчик не желал отходить от нее, тогда он оставался при ней во все дни смотрин невесты.

При выводе невесты из отчего дома, при вводе ее в дом жениха де­вушки часто исполняли следующего содержания песни-пожелания:

«Да будешь ты в новом доме, как потолочная балка,

На которой держится крыша дома,

Да будешь в согласии со всеми так,

Словно масло, растворившееся в молоке!

Да благословит тебя Всевышний!

Чтоб никто с двух сторон в этом родстве Не усомнился бы и не раскаялся,

Чтобы все твои блага приумножались так,

Как множится пепел в очаге.

Чтоб тобою озарялся весь дом,

Как кресало озаряет камин.

Да благословит тебя Всевышний!

Радостно хозяйствуй в чистом доме,

В котором хозяйствовала свекровь.

Красиво хозяйствуй за железными воротами,

Где хозяйствовал твой свекор.

Будь ты уживчива И со своими хорошими деверями,

И со всей любезной мужней родней…

Как серебряная рукоять с богатырской саблей,

Ты будешь едина с семьей сокола.

Так, в единстве, любезно живи с белым соколом,

Как благодатный мед в плетеном пчелином улье,

Так же сладко живи с семьею сокола». (2, 288)

В доме жениха невесту ставят в красный угол за импровизированной

занавеской или же у нее на лицо опущена прозрачная вуаль. Родствен­ники и все, кто явился на свадьбу, проявляют живой интерес к неве­сте. Тут устраиваются своеобразные смотрины. Одни, чтобы доставить приятное невесте, отмечают, как она хороша собой. Иногда притворно, особенно если невеста красавица, говорят, что ничего особенного в ней нет и что загубили парня, женивши его на недостойной его особе. Неве­ста, еще загодя зная о таком притворстве, никак не высказывает своего неудовольствия, а, как и положено, смущено улыбается, потупив взор. Все, кто участвует в этих «смотринах», обязательно произносят разного рода благопожелания, типа:

«Дай, бог Дяла, счастья тебе и благополучия!»,

«Сколько б ни жила, да не будь ты униженной и обиженной; сколько б ни жила, да не познаешь ты вкуса слез!»,

«Пусть Дяла благословит вашу невесту. Пусть будет она вам по душе, пусть брак этот будет таким, каким его хотят видеть обе стороны (родные жениха и невесты)!».

Делали иногда разного рода наставления и поучения. Вот одно из них: «Пусть не подумают, что вдали от людей под мельницею выросла ты; лопату и вилы в руки бери (будь работящей); характером будь, как масло, приятной; будь сладка в обращении, словно мед; твои девери схожи с факелами и резвыми барсами. Ты должна в молоке содержать (хорошо обхаживать) своих золовок. Ты должна относиться к деверям, как к кня­зьям. Да будешь ты всегда, словно солнце, прекрасной и сияющей!».

У жениха на ингушской свадьбе роль пассивная и довольно приятная. Он не участвует во всей этой свадебной обрядности (все, что надо, он сделал заранее). Правда, иногда бывает, что он, тайно, не выдавая себя, участвует в обряде привоза невесты. В день свадьбы жених находится в каком-нибудь из соседних домов, там сидят с ним его близкие друзья. Им на стол приносят все лучшее. Друзья временами уходят на свадьбу и, повеселившись, возвращаются. Тяжелее приходится невесте: все три дня свадьбы она должна была стоять, «словно свечка». Со временем, уже ближе к нашим дням, свадьба стала обычно заканчиваться одним днем.

В прежние времена на свадьбах обязательно играла гармонь, беспре­рывно танцевали, устав, слушали «мелодию для слуха» («ладувгїа йиш») или исполняли песни. Все это постепенно стало исчезать.

В то время еще рудиментарно продолжал сохраняться и следующий небольшой ритуал: по завершении свадьбы жених и невеста тайно ели приготовленные для них почки, что символизировало: как две почки по­стоянно находятся рядом, так и вы будьте вовек неразлучными.

Заканчивались свадебные торжества очень поздно, практически к утру, и затем начинались снова.

В комнате молодоженов сидит невеста. Молодежь — друзья и братья ведут жениха к невесте. И тут начинался, на первый взгляд, весьма стран­ный, но очень веселый и забавный обычай: всеми силами шутить над женихом и невестой. Молодая пара должна была все это стоически пере­носить. Жених делал вид, что переживает, и весело отшучивался. Щедро откупался от этой веселой и назойливой братии, неоднократно вынося им небольшие пиршественные угощения.

Через небольшое время после свадьбы родственники, отец жениха или дядя, старший брат, шли в дом невесты погостить и пообщаться с новой родней. Это означало, что невеста пришлась им ко двору и они довольны новыми родственниками. Также проводился очень красивый и торжественный обряд «Первого вывода невесты по воду» («Нускал хи гіа дакхар»).

Невеста с кувшином (или, позднее, ведрами) шла к источнику, из ко­торого семья обычно черпала воду. Сопровождали невесту девушки (зо­ловки, соседки и др.), подростки, несколько молодых людей на конях и с винтовкой.

«Когда она, — пишет о невесте Н. Яковлев, — зачерпнет воды, в колодезь или источник бросают новую иглу и яйцо — «для матери воды и природы», а женщины в это время приговаривают: «Пошли нам счастливой жизни» и другие пожелания. Возвратившись домой и по-праздничному отужинав, молодая становится рядовым членом своей новой семьи». (37, 230)

Называемые здесь известным ученым Н. Яковлевым «матери воды и природы» — это древнейшие две ингушские богини «Мать вод» («Хи — нана») и «Мать страны» («Мехка-нана»). По древнему поверью, невеста этими символическими подарками хотела снискать благосклонное и до­брожелательное отношение к себе со стороны могучих богинь. Бросаемое в воду яйцо должно было обязательно разбиться. Известно, что у многих народов яйцо символизировало жизнь, плодовитость, деторождение. Во время всей этой церемонии молодежь стреляла из ружья, — считалось, что выстрелы отпугивают нечистую силу.

Невеста обязана была табуизировать имена родителей, братьев, сестер жениха. Проще было с родителями: она называла их «папа» и «мама». Сложнее было с деверями, да к тому же, если их было немало. Легче было назвать старшего и младшего из них: часто их просто так и называ­ли: «Старшой» — «Воаккхагїавар», «Меньшой» — {вамаПавар». По этому поводу Н. Яковлев писал:

«По обычаю, замужняя женщина не должна называть по имени род­ственников — однофамильцев мужа, в особенности его отца, мать и братьев. Этим она выказывает свое «уважение» к ним… со своей стороны, и муж при родителях и старших братьях стыдится говорить с женой, а по отношению

ко всей родне жены, к ее «фамилии», он до конца жизни сохраняет извест­ную, хотя бы показную услужливость и почтительность». (37, 230)

По поводу табуизации имен существует такая народная притча.

«Полюбили друг друга парень и девушка. Пришли сваты. За раз­говорами отец девушки полюбопытствовал, как зовут братьев того юноши. Ему назвали их имена: Месяц («бутт»), Туча («морх»), Прут («саьрг»), Кол («хьокха»), Волк («бордз»), Ягненок («!аьхар»). Старик тут же сказал сватам: «Не сможет моя дочка переиначить такие слож­ные имена. Скажут, что она глупа». Отказал он сватам. Но уж очень хотелось девушке выйти замуж за любимого. Всю ночь она проду­мала, а утром как бы между прочим сказала отцу: «Видела я ночью удивительный сон: когда темно-коричневая «Моакхааьр» закрыла сияющее «Лирдоагар», раздвинув торчащие «Ялларгіаш» и сплетаю­щиеся «Ювцаргїаш», сырое едящий «Бийда дуар» унес нашу колюч­ку «БаЬ>. Понял отец, что она нашла иносказательные имена: Месяц — «Лирдоагар», Туча — «Моакхавар», Прут — «Ювцаргіа», Кол — «Ялларгіа», Волк — «Бийдадуар», Ягненок — «БаЪ>. Старик велел позвать сватов и дал свое согласие на брак».

Назвать человека его полным именем означало встать вровень с ним, чего невестка позволить себе никак не могла. Называлось такое поведе­ние «Ц1и кхабар» — «затаить имя».

Невестка на первых порах вообще не разговаривала ни со свекром и свекровью, ни с братьями и другими близкими родственниками же­ниха.

По завершении свадебных трех дней проводился небольшой обряд «мотт бастар» — «развязать язык». Это игровое действие совершалось обычно так: свекор просил принести ему воды попить, невестка с со­судом в руках подходила к нему и протягивала его старику, взяв сосуд в руки, старик не пил, и невестка была «вынуждена» сказать ему: «Выпей воды». Свекор благодарил, выпивал воду и одаривал невестку деньгами или телком и пр. Нечто подобное совершалось и с другими членами семьи. Этот обряд сохраняется и по настоящее время.

А то, что мужчина при людях не любезничал с женою и не назы­вал ее по имени, что прилюдно не ласкал своих детей (чужих — можно, можно и одаривать), был воздержан в разговоре со старшими, не имел права никоим образом выказывать свои эмоции (громкий смех, расте­рянность, печаль…), не имел права быть суетливым и тем более испу­ганным, несомненно, обусловливалось суровой, полувоенной жизнью спартанского типа.