Всадники Ингушского полка Кавказской Туземной конной дивизии, сентябрь 1914 г |
— |
оссия обладает богатейшим и великим духовным наследием, разнообразием уникальных культур, языков, обычаев и традиций, ведь в нашей многонациональной Российской Федерации проживают представители более ста национальностей. В этой большой семье братских народов и ингуши, история которых неразрывно связана с Россией. Еще в марте 1770 года ингуши добровольно избрали путь союза и единения с судьбой Великой России, причем этот акт был совершен в результате исторически мотивированного выбора всего этноса. События, даты, факты, отдельные документы являются отражением, как правило, текущей истории народа. Для глубинного понимания того или иного народа как явления и дискурса этого феномена необходимо, прежде всего, окунуться в его духовный мир (этнопсихологию), в мир его культуры и быта, т. е. во все то, что составляет само существо во многом потаенного внутреннего мира народа. Важнейшим условием сохранения нашей страны, ее устойчивого и поступательного развития во многом является бережное отношение к национальной самобытности народов России. Однако о тех же ингушах, хотя их история уходит далеко в глубь веков, знают не все. В то же время с древних |
времен многочисленные источники свидетельствуют о тесных контактах Вместе с чеченцами ингуши принадлежат к нахской (восточно- языков». Среди этого мно- Государственными язы- ками Республики Ингушетия являются русский и ингушский. Издревле ингуши проживали по Дарьяльскому ущелью реки Терек Россия во многом защищала и помогала ингушам, они же принимали |
Л |
4 июня 1992 года Верховным Советом Российской Федерации был принят закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Ингушетия, как и прежде, в начале XX века, стала самостоятельной республикой. Многонациональный народ Ингушетии безмерно благодарен выдающимся сынам нашей страны: Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, академику Д. С.Лихачеву, сотням лучших представителей многонациональной России, сделавшим так много для восстановления исторической справедливости и поступательного развития республики. Несмотря на тяжелые последствия депортации, Ингушетия твердо стала на путь созидательного социально-экономического и культурного строительства, прежде всего с помощью русского и других народов Российской Федерации. Есть надежда, что уже ничто не собьет Ингушетию с этого пути и никогда не возвратятся времена лишения ее своей государственности, разного рода потрясений и неурядиц. Таковы краткие исторические выкладки. В книге же речь пойдет о реалиях этнографического характера, а именно: о трудовой деятельности, жилище, семье, воспитании (этнопедагогике), традициях, народном искусстве, обычном праве, этикете, т. е. обо всем том, что характеризовало ингуша, жившего в конце XIX — начале XX веков. В мировой науке это еще называют «обыденной жизнью» народа. |
Довольно активный социально-экономический и культурный рост Тяжелейшим трагическим испытанием для двух братских народов яви- Старики говорят, что выжить и выстоять в лишениях народу помогли так! |
M. M. Зязиков |
Ингушетия при своей территориальной стесненности весьма богата природными ландшафтами. Если идти с юга на север, то от Главного Кавказского хребта, покрытого вечными снегами, перейдем в предгорную, богатую лесами и ручьями зону, далее идут слегка холмистые и кое-где изрезанные хребтами довольно плодородные равнинные земли, которые далее к северу переходят в степную зону. Издавна Ингушетию принято делить на две части: равнинную и горную. Сегодня и там, и тут имеются все блага цивилизации: хорошие дороги, электричество, газ, водопровод, телевещание и пр. Однако совсем другая картина была в описываемый период рубежа двух веков. В экономическом отношении горная зона всегда отставала от равнинной, и потому естественным было стремление горцев обосноваться «на плоскости». Но зато в горах лучше сохранялись разного рода народные традиции. Новые поколения человечества живут, зачастую сами того не понимая, на той, незыблимо твердой и одновременно подвижной базе традиций, обычаев, устоев, которые достаются им в наследство от предков. Естественным образом на эту базу наслаиваются новации, многие из которых в будущем тоже приобретут статус традиций и устоев. Невероятно сложно и очень ответственно найти точки отсчета исторического или тематического времени для обозначения традиционного, устоявшегося, обычного в жизни человечества и отделения новационного, вновь приобретенного от ранее существующего; то есть ту временную границу, которая разделяет «традиционное» и «новое» в жизни отдельного человека или общества в целом. Как правило, такой хронологической точкой или границей исторического времени в жизни общества является тот или иной переломный момент в истории и жизни общества, выделяющийся из повседневной рутины его существования. В древности ингуши слово «родина» произносили «няначе» — от слова «мать». Это сегодня появились неологизмы «даьхе», «даьй-мохк» — калькирующие русский термин «отчизна». «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин) свойствена ингушам, как и представителям всех других национальностей. Живая связь ингуша с пре- |
Горная Ингушетия, река Асса. Фото 1913 г |
красными ландшафтами своей родной земли отразилась в примечательной ингушской легенде, повествующей о святой для ингушей горе Маьтлоам (Столовая гора). «Всевышний Бог Дяла, сотворив нашу землю, с небес глянул вниз и залюбовался своим творением. Все было ладно: и горы, и долины, и леса — все, видимое на земле. Гордый своим творением, Дяла решил: «Поставлю — ка я на земле метку, по которой будет видно, что Земля есть мое создание!» Взглядом с небес поискал он наиболее красивое место внизу, нашедши его, опустил руку и ладонь прижал к земле. Затем Всевышний поднял руку вверх, на земле должен был остаться след руки творца. Однако произошло совсем другое: земля, обласканная тем, что великий Дяла коснулся ее дважды, потянулась вслед за рукою и, вспучившись высоко в небо, стала прекрасною. Так образовалась священная для ингушей гора Мятлам. Не зря Всевышний оставил метку именно на нашей земле — ведь он посчитал ее краше всех других мест!» (17, 3)* Знакомясь с этой легендой, необходимо знать некоторые древние ингушские традиции. Так, у ингушских строителей башен, храмов, склепов существовал обычай — по завершении строительства мастер на оштукатуренной поверхности оставлял след своей руки — своего рода фирменный знак. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и всевышний бог Дяла, имя которого восходит к далекой домусульманской эпохе ингушей, уподобился в легенде обыкновенному труженику — строителю-каменщику. А святость горы Мятлам очевидна хотя бы тем, что на ее вершине имеются три древних храма, в которых поклонялись Всевышнему в домусульман — ский период. И еще, с горою Мятлам связан и древний ингушский миф, напоминающий древнегреческий миф о Прометее. И это не случайно — по своей конфигурации гора схожа с лежащим на горах гигантом. (2, 113) Известно, родину не выбирают. Она может быть и цветущим краем, и ледяной тундрой, и знойной пустыней. Но какой бы она ни была, она мила для тех, кто родился и живет в своем краю. Хорошо эту мысль, понятную для представителя любого народа, выражает небольшая ингушская притча «Здесь моя Родина». «Пророк Сулейман, как известно, знал языки всех людей и всех животных. Однажды он решил очистить место, которое заросло бурьяном и было загажено. Пророк Сулейман приказал всем тварям, проживающим там, покинуть это место, потому что он хочет пустить по этой местности огонь, чтобы он все очистил. Все животные разбежались. Пророк Сулейман пустил огонь по этой местности. |
*Первая цифра в скобках (здесь — 17) указывает на порядковый номер приводимой в конце книги использованной литературы, вторая цифра (здесь — 3) указывает на номер страницы этого библиографического источника. |
Когда все сгорело, Сулейман вдруг услышал в кустах стенание, оттуда выползла полуобгоревшая змея. — Почему ты не покинула это место? — возмутился пророк Сулейман. — Слышала я твои предупреждения, но в этом месте прожили семь поколений моих предков. Как же я могла покинуть свою родину? — ответила змея». Мораль сей притчи прозрачна: даже всеми презираемой змее дорога своя родная, пусть и загаженная, земля. Что же тогда говорить о человеке? В притчу введен и всеми уважаемый пророк Сулейман (библейский Соломон), что призвано было освятить особым авторитетом заключенную в притче мысль. И что характерно, хотя здесь действующим лицом и предстает пророк, но ни в одной священной книге нет подобного сюжета — это чисто местное творение. Любовь к отчему краю выражена и в целом ряде пословиц. Известно, что они, передаваясь из уст в уста в течение сотен лет, настолько отшлифовались и по форме и по содержанию, что в комментариях не нуждаются. Приведем некоторые из них: «Счастье человека невозможно без счастья своей родной страны», «Истинную цену своей Родины узнает тот, кто лишается ее», «Лучше быть рабом на родной земле, чем быть князем на чужбине», «Лучше умереть на своей Родине, чем жить на чужбине», «Родная земля милее всех, даже если это клочок, на который едва обеими ногами станешь», «И кости ноют, когда вспоминают Родину». (24) Родина — это не только горы, поля и леса, Родина — это, прежде всего, народ. Это хорошо сознавали и понимали наши мудрые предки. И тут будет уместно привести некоторые пословицы, которые также в комментариях не нуждаются: «Кто против народа идет, того и бог не любит», «Поссорился с народом — потух твой очаг», «Горе, пережитое вместе с народом, не горе», «Сила народа — бездонное озеро», «И падишах (царь) не является падишахом, если за ним народ не стоит». (24) |
—