ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ГОРСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В ссверокавказском регионе живет много народов разного происхождения, с разной исторической судь­бой, хозяйственным укладом, традициями и обычаями. Эти народы говорят на разных языках, достаточно да­леких друг от друга. Но в то же время в обществен­ном быте, традициях и обычаях народов Северного Кавказа сложилось много общих черт, объединяющих их в единый историко-культурный мир. Указанное един­ство простирается на весь Кавказ, включая Закавказье, хотя, безусловно, комбинации этноязыковых и культур­ных схождений варьируют и не везде равнозначны. Народы Закавказья в социально-экономическом раз­витии всегда были более продвинуты ^ нежели горцы Большого Кавказа. Горские народы, в свою очередь, находились на разных уровнях исторической эволю­ции. Наиболее социально развитыми представляются кабардинцы, после реформы 1861 г. активно прогрес­сируют осетины, тогда как чеченцы отстают в своем экономическом и общественном развитии вследствие изоляции в глухом высокогорье и отстраненности Чеч­ни от крупных путей с севера Кавказа на юг — Чечня была географически как бы отодвинута на обочину истории. Эти долго действующие факторы сказывают­ся до сих пор.

Характеризуемый определенным единством кавказ­ский историко-культурный мир дал основание некото­рым авторам последнего времени заявлять о существо­вании единой кавказской цивилизации. Есть заявления

и о единой северокавказской цивилизации. Подобные утверждения продиктованы политической конъюнкту­рой и серьезной научной основы не имеют, а само поня­тие цивилизации трактуется слишком вольно. О какой цивилизации может идти речь в догосударствсниых, догородских и дописьмснных обществах? Поэтому, го­воря о чертах единства в материальной и духовной культуре, традициях и обычаях кавказских народов, не следует эту общность преувеличивать — расчленен­ность естественно-географической среды, слабое разви­тие коммуникаций, частос противостояние соседних обществ, неравномерность историко-культурной эволю­ции отнюдь не способствовали возникновению единой северокавказской цивилизации. В языковой сфере, со­гласно крупному языковеду Г. А. Климову, тс же при­чины всегда препятствовали конвергенции (т. е. сбли­жению) кавказских языков (1, с. 77).

Кратко остановимся на основных чертах обществен­ного устройства, некоторых наиболее приметных тра­дициях и обычаях народов Северного Кавказа, общих если не для всех, то для многих. Что черты и локаль­ные особенности культуры народов севсрокавказского региона еще недостаточны изучены, что справедливо отмечено в предисловии к первому тому новой «Исто­рии народов Северного Кавказа», изданному в 1988 году (2, с. 19). Эта проблема, как и множество других про­блем истории Северного Кавказа, ждет своего исследо­вания.

Сельская община. Сельская территориальная об­щина повсеместно представляла основу социальной структуры общества и регулировала хозяйственную и общественную жизнь горского села. Повседневно власть на местах осуществляли сельские старшины обычно из богатых и сильных фамилий. Последние играли все возраставшую роль в общественной жизни. По особо важным вопросам периодически созывались общие со­брания всех совершеннолетних мужчин села, кроме рабов. В Дагестане и у некоторых других народов та­кие сельские сходы назывались «джамаат», у осетин — «ныхас». Старшие по возрасту пользовались преиму­щественным правом на выступление. Сельские сходы представляли архаичную, но наиболее в данных усло­виях рациональную и демократичную форму обществен­ного самоуправления. О том, какие права имел сельс­кий сход, руководивший вековыми неписаными закона­ми, говорят следующие факты: без согласия схода никто в селе не мог начать строительство дома, а за тяжкие преступления сход выносил смертный приговор или изгонял из села, что фактически равнялось смерти. Если спорный вопрос затрагивал интересы соседних селе­ний, создавались посреднические суды из представите­лей этих селений. Мудрость этих эмпирических уста­новлений и норм поражает.

Но в ходе процесса феодализации сельские собра­ния постепенно подпадают под контроль феодальных влиятельных фамилий. В адыгском обществе XVIII — XIX вв. господствовали князья («пши»), опиравшиеся на дворян — узденей; княжеское звание передавалось только по рождению, а личность князя — пши была неприкосновенна (4, с. 156-194). В. К. Гарданов отме­чает, что в общественной жизни адыгов (и не только адыгов. — В. К.) огромную роль играли набеги на сосе­дей, и это свидетельствует, что феодальные отношения находились на ранней и примитивной стадии развития (4, с. 177). В Дагестане известны случаи назначения сельских старшин не «джамаатом», а феодальными вла­детелями. Внешне по-прежнему демократический орган общественного самоуправления становится орудием в руках феодалов, былые выборные должности стано­вятся наследственными.

Адаты. Как уже говорилось, адат — это так назы­ваемое обычное право, установленное обычаем, и сово­купность традиционных норм ссвсрокавказских гор­цев, передаваемая из поколения в поколение. Адаты —

неписаные законы, их исполнение было абсолютно обя­зательным, а неисполнение сурово наказывалось обще­ственным сельским сходом. По мерс исламизации на­родов Северного Кавказа (с XVI-XVII в.) к адатам стали добавлять нормы мусульманского теологическо­го права — шариата.

Наиболее яркой нормой обычного права на Север­ном Кавказе представляется повсеместно распростра­ненная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почи­тавшегося у горцев, и т. д. (5, с. 3 — 53). Будучи обыча­ем родового строя, кровная месть сохранилась у неко­торых народов до сих пор — в частности, у дагестанцев и вайнахов. В Дагестане, по сведениям А. В. Комарова, адаты в конце XIX — начале XX вв. позволяли убить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойман­ного на месте преступления вора, похитителя женщи­ны. Кровомщсние допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали бли­жайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступле­ния, и все это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадав­шего, бывали случаи, когда она прекращалась — в слу­чае непримирения — лишь после полного уничтоже­ния одного из враждующих родов. В дореволюцион­ной литературе приводится парадоксальный пример, когда в соответствии с адатами в одном из дагестанс­ких селений кровомщсние между двумя родами — то — хумами длилось более 200 лет, а началось оно… в ссо­ре за курицу. Этнограф — кавказовед Л. И. Лавров опубликовал рассказ чеченского писателя Х. Д. Ошае — ва о том, как он со своими родственниками прошел через процедуру примирения кровников. Дело проис-

ходило при Советской власти, и Чечено-Ингушская рес­публиканская комиссия по примирению кровников предварительно опросила всех Ошасвых. После согла­сия Ошаевых (мстителей) на определенный день были вызваны все мужчины враждующих фамилий, вклю­чая военнослужащих. В присутствии членов комиссии, прокурора республики, почетных стариков селения и тысяч собравшихся зрителей обе враждующие сторо­ны выстроились в шеренги друг против друга. После обращения председательствующего рукопожатиями обменялись сначала старейшие из враждующих фа­милий, затем остальные мужчины по старшинству. Если хотя бы один мальчик не подал руку врагам, примире­ние не могло состояться. Но все обошлось — примире­ние состоялось, после чего получившие прощение кров­ники Ошасвых устроили угощение для них и гостей (6, с. 192 — 193).

Это не романтическая экзотика. Это нормы выра­ботанного веками саморегулирующего обычного права, основанного на мудрости народа и дающего возмож­ность достойного примирения даже кровных врагов. Вряд ли мы преувеличим, если скажем, что эффектив­ность обычного права горцев была для них несомнен­но выше современных часто изменяемых государствен­ных законов.

Путешествовавший по Северному Кавказу в 1781- 1783 гг. квартирмейстер на русской службе Штсдер писал о кровной мести у осетин: «Кровавая месть и самовольные действия были обязательны среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабеж и убийство считались добродетелью, вследствие чего по­гибать считалось славным» (7, с. 30-31).

Обычай кровомщения универсален для обществ, на­ходящихся на стадии родового строя или сохранения его остаточных явлений, о чем писал крупный этног — раф-кавказовед М. О. Косвен: «Забота о самосохране­нии заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы обиженным был лишь один из членов рода. Месть ста­новится долгом, делом чести, священной обязанностью» (8, с. 193). Существование этого обычая на Кавказе, хотя и в видоизмененных формах, говорит об архаич­ности и стойкости традиционной общественной яшзни у некоторых горских народов Северного Кавказа. Ска­занное объективно подтверждается у чеченцев наших дней бытованием явления, тем же М. О. Косвеном ква­лифицированного как «война — грабеж»: погоня за чужим добром, жажда обогащения. Формой ее вопло­щения является набег на ближних и дальних соседей, для чего из воинственных мужчин создается дружина во главе с военным вождем (у чеченцев «бячча»). Факты подобных грабительских набегов, особенно на Ставро­полье, хорошо известны. По Косвсну это явление ха­рактерно для строя военной демократии, т. е. для пери­ода постепенного упадка родового строя.

Ярким материальным выражением некоторых черт родового строя и опасностей, с ним связанных, в том числе кровной мести, могут быть высокие боевые баш­ни в горных ущельях Балкарии, Осетии, Чечсно-Ингу — шетии, Дагестана. Видная издалека башня на скале — характерная черта горного пейзажа, и это было подме­чено М. Ю. Лермонтовым:

В глубокой теснине Дарьяла,

Где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале.

В случае опасности в башне укрывались, деревян­ную лестницу с первого этажа поднимали, и башня делалась неприступной. Особенно совершенными фор­мами отличались башни ингушей — высокие, стройные, с пирамидально-ступенчатыми перекрытиями, они ук­рашают горные селения и образуют в них целые ан­самбли (например, Таргим, где был и христианский храм). Жили в массивных жилых башнях, тоже свое­го рода каменных крепостях (9, с. 228-232, рис. 140- 142). Встречаются в горах и каменные замки, напри­мер, Вовнушки в Ингушетии и Цамад в Осетии (9, с. 242, рис. 146; с. 286, рис. 172 и др.), в горных тесни­нах вырабатывается своя специфическая и рациональ­ная народная архитектура. Следует заметить, что ады­ги своей каменной архитектуры не выработали, един­ственным исключением может быть башня XVI-VII вв. Адиюх на берегу р. Б. Зеленчук в Карачаево-Черке — сии (хотя черкесское ее происхождение не доказано). Экологические и социальные условия, в которых на прсдкавказской равнине пребывали черкесы и кабар­динцы, были иными.

Аталычсство. Этот термин обозначает передачу детей на воспитание в другие семьи. Обычай аталыче — ства (тюрк, «аталык» — названный отец, форма искус­ственного родства) существовал у адыгов, абазин, бал­карцев, карачаевцев, ногайцев, осетин. Он не зафикси­рован у вайнахских народов, что объясняется (по Я. С. Смирновой) неразвитостью у них феодальных отно­шений, — аталычсство свойственно больше феодальной среде, хотя были случаи аталычества между феодалами и крестьянами. Адыгские князья отдавали детей на вос­питание своим вассалам, у кумыков феодалы отдавали своих детей первостепенным узденям, осетинские фео­далы отдавали цх кабардинским, последние — кумыкс­ким и т. д. Срок пребывания ребенка в доме аталыка устанавливался для мальчика до 8-13 лет (иногда до 17-18), для девочки до 12-13 лет. Аталык учил своего питомца правилам поведения и физическим упражне­ниям, стрельбе, обращению с оружием, верховой езде и т. п. — всему, что необходимо аристократу и воину. Девочку воспитывала жена аталыка, обучая ее рукоде­лию и другим хозяйственным работам, этикету. После окончания срока воспитания выросший питомец воз­вращался торжественно в семью с подарками (конь, оружие, одежда). Семья также одаривала аталыка.

У многих народов Кавказа существовала иная фор­ма аталычества, когда с целью прекращения кровной мести из рода убитого род убийцы похищал ребенка и воспитывал его. Штедер писал: «Кровная месть пре­кращается, если убийца похищает сына убитого, стано­виться его приемным отцом и воспитывает его. С по­мощью такого средства примиряются самые мститель­ные семьи» (7, с. 31; 8, с. 193). Возвращение ребенка через несколько лет с подарками означало прекраще­ние вражды, между семьями и родами устанавливались родственные отношения.

Аталычество укрепляло устои и связи феодального класса, одновременно расширяя их до рамок феодаль­ных союзов тогда, когда аталыческис отношения уста­навливались между семьями соседних народов. Обы­чай аталычества в XX в. сошел на нет и сейчас не существует.

Гостеприимство и куначество. Народы Северно­го Кавказа всегда отличались особым гостеприимством. Конечно, в наше время в связи с огромными сдвигами в жизни горских обществ и глубоким проникновением товарно-денежных отношений обычаи былого гостеп­риимства трансформировались, потеряв свою привле­кательность и экзотичность. Гость везде пользовался всеобщим уважением, оскорбление гостя вызывало кров­ную месть. Обеспечение безопасности гостя, его удоб­ства были общепринятыми нормами.

Обычай гостеприимства породил такое интересное явление, как куначество. В отличие от случайных, эпи­зодических гостей, кунаки постоянно находились в дру­жеских отношениях с хозяином дома. Кунаков связы­вали взаимопомощь и участие в делах друг друга. От­ношения куначества существовали не только между кавказцами, но и между кавказцами и русскими. Л. Н. Толстой писал о своем кунакс-чеченце: «Часто он мне доказывал свою преданность, подвергая себя разным опасностям ради меня…». Замечательно об обычае вер­ного кавказского куначества сказал Расул Гамзатов:

Если ты кунак, то мой порог Ждет тебя, сдувая облака.

Если ты от жажды изнемог,

То моя река — твоя река.

Если даже на дворе черно,

Встречу сам, подай лишь знак.

Вот мой хлеб, вот розы, вот вино,

Все, чем я богат — твое, кунак.

Прекрасные обычаи куначества и гостеприимства, встречающиеся на всем Кавказе, взаимообогащали быт и культуру горских народов.

Народные игры. Отличались многими сходными чертами, в то же время были наделены этническими и локальными особенностями. Общим было стремление к молодечеству, физической силс и ловкости — каче­ствам, столь нужным мужчине — воину и джигиту. То же содержание и направление мы видим в играх нар — тов — героев нартского эпоса народов Северного Кав­каза, хронологически уходящего в глубокую древность. У всех горцев бытовали виды народного спорта: бег, прыжки, фехтование, поднимание и метание камней, стрельба, метание копья, владение холодным оружием, борьба, акробатика, скачки, джигитовка, плавание, пре­одоление горных круч. Из них наибольшей популяр­ностью пользовались скачки и джигитовка, сопровож­давшие народные праздники, большие семейные тор­жества, а также поминки. Расскажем о нескольких на­родных играх.

У адыгов была популярна игра «диор». Разделив­шись на две равные группы, мужчины под горящим факелом и с криком «диор» нападали друг на друга. Побеждала та группа, которая брала больше пленных. Когда кабардинский аталык возвращал своего воспи­танника в родительский дом, молодежь, вооружившись жердями, выходила навстречу гостям. Начинался «бой»- игра, заканчивавшийся победой одной из сторон. У осе­

тин бытовала распространенная игра «джиритс»: всад­ник на полном скаку должен был поразить дротиком подвешенный шар и быстро умчаться. В Дагестане на свадьбах можно было наблюдать игру «борьба за пла­ток»: дружки жениха должны были доставить в его дом платок, но парни из аула невесты старались платок отобрать. Завязывалась борьба, было позором не доста­вить платок по назначению. У чеченцев была попу­лярна конная игра во время праздника «марх». В яму прятали барана так, чтобы наружу выглядывала только голова. Всадник на полном скаку должен был схва­тить барана и вытащить из ямы. У осетин свадьба сопровождалась борьбой за специально изготовленный флаг «тырыса скъафан», когда флаг надо было доста­вить с невестой в дом жениха, а молодежь села пыта­лась его отобрать. Разгоралась скачка-преследование, сопровождавшаяся борьбой (10, с. 212). Аналогичная свадебная игра известна у кабардинцев.

Одежда. Общскавказские культурные традиции хо­рошо выражены в одежде северокавказских народов. Одежда, наряду с этническими и локальными особен­ностями, характеризовалась и многими общими черта­ми, сложившимися за длительное время (генезис тра­диционных форм одежды полностью еще не раскрыт). Особенно черты общности присущи мужской одежде, что, возможно, объясняется ее хорошей приспособлен­ностью к военным и всадническим функциям. После­днее обстоятельство повлияло и на одежду терских и кубанских казаков, многое перенявших у местных гор­цев (папахи, черкески с газырями, бурки, оружие на поясе как непременный атрибут костюма и т. д.). В то же время в одежде ярко выражались социальные раз­личия и социальная престижность.

К XVIII в. окончательно сформировался общий для Северного Кавказа мужской костюм, состоявший из беш­мета, черкески, бурки, башлыка, папахи (И, с. 117). К концу XVIII — началу XIX вв. специалисты относят появление и очень широкое распространение черкески с нагрудными патронташами (газырями) для зарядов — эта одежда для кавказских горцев характерна. Па­радные черкески (судя по названию, они были изобре­тены в адыгской среде), украшенные костяными или золочеными газырями, распространились по Кавказу к середине XIX в.

Женская одежда была наделена большим нацио­нальным и местным своеобразием, но в XIX — начале XX вв. чаще шилась из фабричных тканей. По по­крою женское платье было сходно с мужским костю­мом: длинное платье с открытым на груди разрезом шилось по покрою черкески, стеганая ватой куртка походила на бешмет. Подмечено сходство в обуви и в иных элементах мужской и женской одежды. Яркое описание внешнего вида кавказских горцев оставил побывавший на севере Кавказа французский рома­нист XIX в. Александр Дюма: «…кавказские народы почти все без исключения отличаются храбростью, до­ходящей до безрассудства; в этой вечной борьбе един­ственные расходы горца идут на оружие. Черкес, лез­гин или чеченец, который одет почти в лохмотья, име­ет ружье, шашку, кинжал и пистолет, стоящие две или три тысячи рублей…». «Самое ценное богатство горца, для которого он ничего и никогда не пожалеет — это его конь. Действительно, конь горца самое важное его оружие — оборонительное и наступательное. Кос­тюм же горца, как бы ни был изодран, всегда если не изящен, то по крайней мере живописен. Он состоит из черной или белой папахи, черкески с двойным ря­дом патронов на груди, из широких шаровар, стяну­тых узкими двухцветными штиблетами, из красных или желтых сапог с папушами тех же цветов, и из бурки» (12, с. 60).

Общие черты в одежде народов Северного Кавказа говорят о близком общении народов и передаче ими культурных достижений друг другу, выработке общих черт в материальной культуре.

Нартский эпос. Героический нартский эпос быту­ет у осетин, адыгов, карачаевцев, балкарцев, вайнахов. Некоторые нартскис сюжеты выявлены в Дагестане, в горной Раче и у сванов, где они представляют заим­ствование от соседей. Развитый нартский эпос суще­ствует у абхазов. Советские ученые выдвинули вер­сию о наличии на Кавказе трех центров формирова­ния нартского эпоса: осетинского, адыгского и абхазс­кого (13, с. 34-35). Последние два, ввиду этнической и культурной близости адыгов и абхазов, возможно, гене­тически связаны и восходят к древнему ядру эпоса. Осетинский в таком случае самостоятелен, хотя и свя­зан взаимовлияниями с адыгским и абхазским. Извес­тные сейчас материалы свидетельствуют о том, что нартские сказания были наиболее широко распростра­нены у осетин и адыгов (14, с. 71).

Нартский эпос представляет наиболее значитель­ный памятник духовной культуры народов Северно­го Кавказа, их творческого гения. В научно-истори­ческом и идейно-художественном отношениях он имеет мировое значение. «Нарты — это образ чудес­ного легендарного мира, воссозданный с такой могу­чей простотой и пластической силой, что он становит­ся нам близок и понятен и мы отдаем невольную дань поэтическому гению создавшего его народа. Нарты — это миф, насыщенный жизнью и историей», — пи­шет выдающийся осетинский ученый В. И. Абаев (15, с. 231).

Эпос воспевает жизнь и подвиги славного народа нартов, нартских воинов-героев. Весьма примечатель­но представление творцов эпоса в осетинском его ва­рианте о лучших человеческих качествах, воплотив­шихся в образе Батраза. Как указывает В. И. Абаев, таких качеств три: доблесть в бою, воздержанность в пище, уважение к женщине.

В нартском эпосе отразились общественные отно­шения самих создателей эпоса от родового строя до раннего феодализма. Но дело, конечно, не только в об­щественных отношениях и воспевании военной доб­лести, героизма и презрения к смерти. Нартский эпос раскрывает перед нами многие пласты и глубины давно минувшей народной жизни, ее основы — мате­риальные и духовные, народную этику и эстетику, пси­хологию, саму душу народов, творивших себе вели­чественный памятник. Нарты на Кавказе стали эта­лоном чести. «Повсюду наивысшсй похвалой челове­ку было сравнение его с Мартом», — засвидетель­ствовал французский ученый Жорж Дюмсзиль (16, с. 19). Мифические нарты осетин жили на склоне горы в селении из трёх кварталов. Каждый квартал занят одним из трех основных родов Нартов. На­верху живут Ахсартагката, внизу Бората, посереди — — не Ал агата. Функции каждого рода чётко определе­ны: Ахсартагката храбры и сильны, Бората богаты, Алагата крепки умом (17, с. 373). Нельзя не упомя­нуть столь популярные и сегодня мифологические образы небожителей Уацилла и Уастырджи, «нося­щие имена византийских святых Ильи и Георгия с одной и той же приставкой уац» (16, с 12 — 13). Особенно популярен святой Уастырджи — покрови­тель мужчин, путников. Идеальная женщина нарте — кого эпоса — мудрая Сатана у осетин, Сатаней у ка­бардинцев, Сатай-нан у чеченцев.

В целом нартский эпос является типичным герои­ческим эпосом, сохранившим архаические черты мифо­логической фантастики. Структура нартского эпоса от­личается своей архаичностью, например, от русского, которому присущ ярко выраженный исторический ха­рактер, связанный с государственностью. Древнейшие части нартского эпоса типологически близки мифоло­гическим песням «Эдды», рунам «Калсвалы» и даже ва­вилонскому эпосу о Гильгамеше — так считал крупный специалист по эпосу Е. М. Мелстинский (14, с. 41). Культурная близость народов Северного Кавказа ярко отразилась в сфере духовной в ссвсрокавказском геро­ическом нартском эпосе.

Религиозные представления. Низкий уровень развития производительных сил, беспомощность чело­века перед грозными силами природы в условиях вы­сокогорья обуславливали устойчивость архаичных ре­лигиозных верований у горцев Северного Кавказа. Без преувеличений можно сказать, что традиционные язы­ческие верования сохранились в том или ином виде (иногда стёртом) у всех северокавказских народов. Даже утвердившийся в Дагестане ислам не смог пол­ностью вытеснить языческий политеизм. Особое место в этих культах повсеместно занимало поклонение сол­нцу, горам, камням, деревьям. Испокон веков функци­онировали культы солнца, огня, железа, а также разви­тый культ предков, которые якобы незримо сопровож­дали живых и могли влиять на них. Археологическим отражением культа мертвых являются своеобразные наземные каменные склепы — вместилища многих поколений; целые «города мертвых» известны в Чечне (Цой-Педс) и Северной Осетии (Даргавс). Все они позднссреднсвековыс (18, с. 256-270; 19, с. 137-157). Древние языческие верования выражались также в об­рядах вызывания или прекращения дождя, обрядах с жертвоприношением животных для избавления посе­вов от засухи и градобития, с началом пахоты, сеноко­са, уборки урожая и других событий хозяйственной и семейно-бытовой жизни.

В общинном ведении находились культовые пост­ройки — крупные святилища, связанные с отправлени­ем традиционных языческих культов; они принадле­жали всей общине и обслуживались специальными жрецами из мужчин старшего поколения. Таковы, на­пример, популярные осетинские святилища — «дзуары» Реком в Цсйском ущелье (20, с. 5 — 49) (сложен из бревен) и Дзивгисы — дзуар в Куртатинском ущелье Северной Осетии (последний представляет грузинскую христианскую церковь XII — XIII вв., трансформиро­вавшуюся в дзуар имени Уастырджи — св. Георгия Победоносца (21, с. 111-112). У адыгов это были свя — щснныс рощи и деревья, в которых и у которых совер­шались торжественные общественные акты, молебны и жертвоприношения. Вместе с тем бытовали святили­ща родовые и даже семейные, преимущественно в го­рах Центрального и Северо-Восточного Кавказа. Со­ответственно пантеон языческих божеств горцев был разветвленным: от общих до фамильных и семейных. В честь традиционных языческих божеств в установ­ленные дни приносили жертвы крупным и мелким ро­гатым скотом, устраивали коллективные моления и пир­шества. Главные, «верховные» боги — у адыгов Тхашхо, у карачаевцев и балкарцев Тсйри, у абазин Ячва, у осетин Хцау, у вайнахов Дела.

Вместе с тем существовали «отраслевые» язычес­кие боги, например, бог охоты Афсати у осетин, балкар­цев и карачаевцев, Мэзытха у адыгов, Абдал у дагес­танцев. У осетин был бог — кузнец Курдалагон, у ады­гов бог — кузнец Тлспш; у адыгов бог воинов Зекиэтхе и т. д. Все эти данные хорошо известны по наблюдени­ям современных этнографов, и можно с уверенностью сказать, что языческие культы северокавказских наро­дов уходят в далёкую древность (22, с. 496 — 497).

Интересно, что из всех народов Северного Кавказа древние культы лучше сохранились у осетин и ингу­шей. Некоторые исследователи объясняют это поздним и более слабым, чем у других народов, распространени­ем и влиянием ислама. Перейдем к двум «мировым» религиям — христианству и исламу.

Северный Кавказ находится на стыке двух миров — христианского и мусульманского, и не удивительно, что обе эти религии довольно рано проникли в регион. Сперва появляется христианство в Армении и Грузии (IV в.), почти одновременно оно распространяется в Кавказской Албании — нынешний Азербайджан. От­сюда происходит проникновение христианства в при­морский Дагестан. На западе Кавказа христианство в IV в. фиксируется на территории Абхазии. В VI в. при византийском императоре Юстиниане I христианство появляется у адыгских племен Северо-Западного Кав­каза, в источниках VIII-IX вв. упоминается епархия Зихия с центром в Херсонесе. Глубина приобщения адыгов к христианству византийско-православного тол­ка подтверждается адыгским фольклором, сообщенным нам Ш. Б. Ногмовым: многие дворянские фамилии кабардинцев происходят от «шогеней» — священников из Гирге или Рум (т. е. греков; 23, с. 90-91). Плита с греческой надписью 1557 г. из станицы Курджипской свидетельствует о сохранении христианства на земле адыгов ещё в XVI в. В VII-IX вв. следы христианства археологически фиксируются на территории Централь­ного Предкавказья, входящего тогда в состав Хазар­ского каганата. В частности, христианские каменные надгробья VIII-IX вв. недавно выявлены у подошвы горы Бештау (24, с. 324, рис. 1-2).

Аланское население Центрального Кавказа впер­вые соприкасается с христианской религией в V в. на земле Армении; в 662 г. в Аланию был сослан один из столпов православия Максим Исповедник. Но широ­кое проникновение и распространение христианства здесь разворачивается с начала X в., когда по свиде­тельству арабского писателя ал — Масуди «при Аббаси — дах цари Алана приняли христианство, тогда как до этого они были язычниками». В X в. Константинополь­ской патриархией на севере Кавказа была учреждена Аланская епархия, службу в которой несли греко-ви — зантийские священники. Центр этой епархии был по­мещен в живописном ущелье р. Большой Зеленчук, на крупном городище Х-ХІІ вв. у современного пос. Ниж­ний Архыз. Для обслуживания епархии здесь были по­строены три монументальных храма, сохранивших до XIX в. остатки фресковых росписей. Еще два круп­ных и неплохо сохранившихся храма Х-ХІ вв. стоят на крутых скалах по левому берегу рек Тебсрды и Кубани (25; 26, с. 29-63). В 1999 г. в Нижнем Архызе на левом берегу Большого Зеленчука на скалах выя­вилось ранее неизвестное красочное изображение —

икона Христа Спасителя, единственное на Северном Кав­казе. Тем самым вновь подчеркивается значение Ннж — нс-Архызского городища как крупного христианского центра. Наряду с христианской религией греко-визан- тийские миссионеры в X-XII вв. несли в Западную Ала­нию письменность: в 1886 г. художник и археолог Д. М. Струков обнаружил в самых верховьях Большого Зе­ленчука каменную надгробную плиту с надписью на дигорском диалекте осетинского языка. Об этом свиде­тельствовали В. Ф. Миллер, В. И. Абаев, но окончательно установил чешский ученый Ладислав Згуста (27, с. 22).

Христианство связало некоторые народы Северно­го Кавказа с высокой цивилизацией Византии и оказа­ло явно положительное влияние на их культурное раз — — витие, хотя ортодоксальными христианами ни адыги, ни аланы не стали.

Археологами выявлено множество других, менее значительных и разрушенных церквей, плит с изоб­ражениями крестов и греческих надписей, христианс­ких кладбищ, отдельных предметов христианского культа. Наиболее плотно это наследие былой христи­анской культуры концентрируется в бассейне верхней Кубани примерно до долины р. Большая Лаба. Види­мо, это и есть территория Аланской епархии, пришед­шей в упадок и прекратившей свое существование в эпоху Золотой Орды во второй половине XIV в. Одно­временно началась деградация христианства у наро­дов Северо-Западного и Центрального Кавказа, хотя следует подчеркнуть, что христианское вероучение и его догматика никогда не проникало глубоко в созна­ние и психологию северокавказских народов и легло на него тонким поверхностным слоем. Привычные на­роду традиционные языческие культы и обычаи не были подавлены и выжили. Но приобщение к христиан­ству, которое в эпоху средневековья было носителем культуры и идеологией, объединившей многие народы и государства, сыграло, безусловно, положительную роль в истории Северного Кавказа.

Ислам или мусульманство является самой поздней по времени возникновения «мировой» религией, заро­дившейся в VI в. и. э. в Аравии (основоположником ислама являлся пророк Мухаммед, живший в Мекке). Откровения божьи Мухаммед, по мусульманской тра­диции, записал в священную книгу Коран и передал её людям. У христиан подобной книгой является Еванге­лие, у иудеев — Пятикнижие Моисеево. Догматике ис­лама присущи фанатизм и нетерпимость к иноверцам, а одно из предписаний провозглашает священную войну за веру — джихад против неверных «гяуров». В после­дующем арабы под зеленым знаменем ислама объеди­нились и завоевали огромные территории от Индии до Испании, всюду насаждая свою веру. На Северном Кавказе первое проявление ислама связано с арабс­ким вторжением в Дагестан в VIII в., когда опорным пунктом ислама в Дагестане сделался Дербент с его крупнейшей на Северном Кавказе мусульманской ме­четью «джума-мечеть» и несколькими квартальными мечетями (28, с. 143-152). Отсюда мусульманская вера постепенно распространяется на прилегающие районы Дагестана, который в течение веков был исламизиро — ван.

В XI-XII вв. ислам впервые появляется, хотя и спо­радически, в глубине Северного Кавказа. На уже упо­минавшемся аланском городище в Нижнем Архызе (ущелье Большого Зеленчука) в ходе археологичес­ких исследований найдены обломки трех плит с араб­скими мусульманскими надписями XI-XII вв. Они го­ворят о том, что в этом раннссредневсковом городе Алании, и притом в ее христианском центре, наряду с христианами присутствовали и мусульмане. Возможно, это были мусульманские купцы из стран Ближнего Востока, осевшие в одном из аланских городов и со­здавшие здесь свою общину. Об обращении алан в мусульманство в это время никаких данных нет.

С установлением политического господства Золотой Орды с середины XIII в. начинается более активная исламизация Северного Кавказа, особенно в XIV в. при хане Узбеке (1312-1342 гг.). Столицей Золотой Орды был город Сарай на Нижней Волге, но татаро- монголы, принявшие мусульманство, построили на Се­верном Кавказе города Маджары на р. Куме (совр. Буденновск), Нижний Джулат (около г. Майский в Кабардино-Балкарии) и Верхний Джулат (около с. Эльхотово Северной Осетии). Из письменных источ­ников мы знаем о мечети Маджар, а руины крупных кирпичных мечетей XIV в. открыты археологами на городищах Нижний Джулат и Верхний Джулат (29, с. 201-210; 30, с. 72-80, рис. 12-14). Несомненно, Зо­лотая Орда сыграла большую роль в продвижении мусульманства на Северный Кавказ вплоть до конца XIV — начала XV вв.

К XVI в. — времени появления первых русских селений и казачьих станиц на Терекс — горцы Дагеста­на, ногайцы и часть чеченцев исповедовали ислам. Боль­шинство горных обществ Чечено-Ингушетии приняло мусульманство позже, в XVII-XVIII вв. В Осетии ис­лам внедрился преимущественно в среду феодалов, глав­ным образом дигорских, где он фиксируется с 1741 г. В Балкарцю и Карачай ислам проникает и получает популярность, очевидно, с конца XVII — начала XVIII вв. (самый ранний мусульманский памятник Балкарии датируется 1734 г.). В адыгские общества Северо-За­падного Кавказа мусульманство проникает с XVI в. и позже насаждается насильно крымскими ханами, в XVII

в. большая часть кабардинцев стала мусульманами (22, с. 495). С этих пор феодальная Кабарда стала рас­пространителем ислама среди осетин-дигорцсв (боль­шая часть осетин осталась верной православию), бал­карцев и карачаевцев. Царское правительство России и местные власти не вели целенаправленной антиму — сульманской политики (несмотря на то, что исламский фактор сыграл далеко не последнюю роль в Кавказс­кой войне 1817-1864 гг.), но предпринимали усилия по «восстановлению» христианства, в первую очередь срс — ди осетин. Центром христианской пропаганды стал Моз­док (31, с. 73 — 74).

Вновь подчёркнем, что ни христианство, ни ислам не смогли в течение веков подавить традиционные языческие верования горцев Северного Кавказа, ко­торые в той или иной форме в зависимости от мест­ных условий сохранялись и продолжают функциони­ровать до сих пор, демонстрируя зачастую весьма ин­тересный и еще плохо изученный идеологический син­кретизм. Эта феноменальная устойчивость культов, обрядов, обычаев, очевидно, может быть характерной чертой этнопсихологии народов Кавказа. Такой же чертой может быть и глубокий интерес к истории сво­его народа.