Скифские легенды и сказания об их происхождении

По словам Геродота (484-425 гг. до н. э.), скифы считали, что они прои­зошли в пустынной земле от первого человека по имени ТАРГИТАЙ, роди­телями которого были дочь реки Днепр (Борисфен) и скифский бог грома, соответствующий греческому Зевсу. У Таргитая родились три сына: Липок- сай, Арпаксай и Колаксай. От первого произошли скифы-авхаты, от второ­го — катиары, а от третьего — скифы-паралаты. Общее же название их было СКОЛОТЫ. Отметим сразу же, что все эти имена носят явный тюркский характер и легко объясняются из карачаево-балкарского языка и других тюркских наречий и диалектов. А термин «сколоты», безусловно, искажен­ный эллинами, первоначально на языке самих скифов звучал как СХЫЛТЫ, что на карачаево-балкарском означает социальную верхушку общества. Ведь эти три племени вели свое происхождение от прародителя всех ски­фов — Таргитая.

Геродот слышал и другое предание, или легенду, — что скифы проис­ходят от брака Геракла с полудевой, полузмеей, у которой верхняя часть тела была женской, а нижняя — змеиной.

Однако Геродот продолжает описание происхождения скифов: «Есть, впрочем, и иной рассказ, которому я сам наиболее доверяю. По этому рас­сказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийские земли. Дей­ствительно, страна, занимаемая теперь скифами (т. е. Причерноморские степи. — И. М.), первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам». Здесь надо сказать о том, что древние авторы Араксом называли не только современный Аракс, и не столько эту реку, сколько Сырдарью. Следова­тельно, скифы могли быть теснимы массагетами из степи Приуралья, где когда-то зарождалась древнейшая пратюркская культура.

Древние авторы Гомер, Гесиод и другие киммерийцев также называли доителями кобылиц и конеядами, явно отмечая их неиндоевропейский облик и быт. История этого народа изучена очень слабо, но установлено достаточно прочно, что киммерийцы родственны скифам. На Северном Кавказе археологи обнаружили множество типично киммерийских пред­метов быта, труда и оружия. Исключительно большое их скопление извест­но на территории Карачая у аулов Карт-Джурт, Учкулан, Теберди, Индыш, Сары-тюз и мн. др. Такое скопление киммерийских находок на территории Карачая имеет исключительное значение для понимания происхождения карачаевцев и балкарцев.

Археологические материалы значительно подкрепляются данными языка и в первую очередь этимологией термина-этнонима «киммер». Дело в том, что по одному из множества понятий, которое несет слово «кара», это слово означает «большой», «великий», «могучий». Слово «чай»/«сай» означает на общетюркском «река», «русло».

Таким образом, термин «Карачай» означает «Большая, Великая, Мо­гучая река», т. е. имя народа могло произойти от названия реки, как это часто бывает во всем тюркском мире, и означать «речные люди». Но в тюркских языках столь же часто река называется словом «кам», «кем» (как, например, Енисей называли Хем, а его приток Хемчик). От этого термина происходит и карачаево-балкарское слово «айрыкам», т. е. остров, или, точнее: «Разделенный водой». Такое же название имеет река в Дунайской Болгарии — Камчия и мн. др. Отсюда нетрудно убедиться в том, что термин «Кам-ер» или «Ким-ер» является типично тюркским — «Речной человек», точно так же, как позднейшие «Сув-ар», «Булак-ар» (Болкар) или же ранние «Суб-ар», «Сув-ар» (т. е. то же Шум-ер). Чередование во многих языках зву­ков «Ш» и «С» никого не должно удивлять.