ШУМЕРЫ — ДРЕВНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ПРАТЮРОК

Исследования многих археологов — А. Иессена, Г. Гобеджишвили,

О. Джапаридзе, Т. Чубинишвили, К. Кушнаревой, Р. Мунчаева, Л. Вулли и др. — давно доказали, что еще в конце IV тысячелетия до н. э. племена — носители курганного обряда погребения стали появляться в Закавказье, а затем в Анатолии, Месопотамии, на северо-западе Сибири. Проникнове­ние древнейших кочевников в эти регионы повлекло за собой естествен­ное смешение части древних оседлых земледельцев с пришлыми кочевы­ми племенами, а возможно, и языковую ассимиляцию местного населения. О населении Шумера 3100-2800 гг. до н. э. Л. Вулли писал, что его «в этот период, безусловно, составляли пришельцы, теми или иными способами подчинившие страну и по крайней мере поначалу не усвоившие более вы­сокую культуру коренных жителей… Со временем они достигли опреде­ленного развития и, возможно, подготовили почву для замечательных до­стижений шумеров раннединастического периода» (Цит. по: Мизиев, 1990, с. 31-32), т. е. 2900-2350 гг. до н. э.

По данным многих выдающихся востоковедов — прежде всего В. В. Стру­ве, В. И. Авдиева, В. А. Тураева, Б. И. Грозного, «сами шумеры утвержда­ли, что их предки пришли в Двуречье откуда-то из-за гор, с севера и северо-востока. По их словам, это были некие «жители гор», «кочевники — скотоводы», «обитатели гор» и пр. Мнение о том, что шумеры пришли в Месопотамию с гор, расположенных к северо-востоку от этого региона, поддерживается сейчас многими учеными. Этому мнению есть немало подтверждений, в том числе и упомянутое распространение курганной культуры IV-III тыс. до н. э. Это могли быть степи Урала, Юг Туркмениста­на или Северный Кавказ. Именно потому, что они спускались с предгорий, шумеры называли их «жителями гор».

Виднейшие востоковеды XIX в. и их продолжатели — Г. Винклер, Ф. Гом — мель, Н. С. Трубецкой, Б. Грозный и др. — считали, что шумерский язык был весьма близок к алтайским (тюркским) языкам. Эту точку зрения разделяют и подкрепляют рядом новых данных современные лингвисты-тюркологи

А. С. Аманжолов, М. Ш. Ширалиев, М. А. Хабичев, Ю. Б. Юсифов, А. М. Маме­дов, С. Я. Байчоров, О. О. Сулейменов и др.

Выявлено около 400 прямых лексических схождений между тюркским (в частности, карачаево-балкарским) и шумерским языками. Эти совпаде­ния системны и охватывают всю схему языкового строя и структуру на­званных языков, включая местоимения, числительные, термины, обозна­чающие кровно-родственные отношения и т. д. Для подтверждения этого тезиса достаточно привести несколько уникальных лексических шумеро­тюркских схождений.

Шумерские слова

тюркские слова, в том числе карачаево-балкарские

ме — я

мен — я

не — что

не — что

му — он

бу — он

уш — три

уч/уш — три

эм — язык

эм — сосать

абаме — старейшина

аппа — дед, аба — бабушка

баба — предок

баба — предок

кыз — девушка

къыз — девушка

аз — мало

аз — мало

куб — стоять

къоб — вставай

даим — постоянно

дайым — постоянно

сок — бить

сокъ — бить

габа — грудь

габара — бюстгалтер

ру — забивать

ур — забивать, бить

руш — свирепый

уруш — ругать, злиться

кура — страна

къура — создавать, строить

туд — родился

тууду — родился

ед — выходи

ет — проходи

гуруваш — слуга

къарауаш — слуга, рабыня

сир — ткать

сыр — ткать

уд — огонь

от — огонь

узук — длинный

узун — длинный

гуду — воровать

гуду — воровство

джау — враг

джау — враг

джау — масло

джау — масло

ирик — валух

ирик — валух

джар — разбивать

джар — разбивать, расколоть

джыр — разрывать

джыр — разрывать

ада — отец

ата — отец

ама — мать

амма — мать, матушка, бабушка

дигир — бог

дингир/тенгри — бог

(Слова взяты из книги И. М. Дьяконова «Языки Древней Передней Азии» (М., 1967, с. 27, 39-62) и других источников; часть слов переведена нами. — Авт.).

Говоря о смысловом тождестве шумерских и тюркских слов, О. О. Су — лейменов справедливо отмечает: «Совпадения форм и смыслов — систем­ны, и потому не случайны» (Сулейменов, 1975, с. 230).

Приведенный выше материал позволяет нам сделать два важнейших вывода.

1. Есть все основания пересмотреть вопрос об изначальной прародине пратюркского этноса в пользу Волго-Уральского региона.

Алтай и Саяны были «вторичной» территорией их скопления и дальней­шей этнокультурной интеграции. Этот вывод подтверждает и выдающий­ся тюрколог Ю. Немет, по словам которого, «старые теории о Средне — или Восточно-Азиатской прародине тюрков либо недостаточно обоснованы, либо устарели» (Немет, 1963, с. 127-128).

2. Древнейший язык «курганников» (протоалтайцев) распространил­ся на север и северо-восток, а из Евразийских степей через Кавказ и Юг Туркмении в Месопотамию. Вот почему саяно-алтайские, приаральские, кавказские, анатолийские и другие тюркские языки имеют отношение к шумерскому, как целое к своей еще в древности оторвавшейся части.