Исследования многих археологов — А. Иессена, Г. Гобеджишвили,
О. Джапаридзе, Т. Чубинишвили, К. Кушнаревой, Р. Мунчаева, Л. Вулли и др. — давно доказали, что еще в конце IV тысячелетия до н. э. племена — носители курганного обряда погребения стали появляться в Закавказье, а затем в Анатолии, Месопотамии, на северо-западе Сибири. Проникновение древнейших кочевников в эти регионы повлекло за собой естественное смешение части древних оседлых земледельцев с пришлыми кочевыми племенами, а возможно, и языковую ассимиляцию местного населения. О населении Шумера 3100-2800 гг. до н. э. Л. Вулли писал, что его «в этот период, безусловно, составляли пришельцы, теми или иными способами подчинившие страну и по крайней мере поначалу не усвоившие более высокую культуру коренных жителей… Со временем они достигли определенного развития и, возможно, подготовили почву для замечательных достижений шумеров раннединастического периода» (Цит. по: Мизиев, 1990, с. 31-32), т. е. 2900-2350 гг. до н. э.
По данным многих выдающихся востоковедов — прежде всего В. В. Струве, В. И. Авдиева, В. А. Тураева, Б. И. Грозного, «сами шумеры утверждали, что их предки пришли в Двуречье откуда-то из-за гор, с севера и северо-востока. По их словам, это были некие «жители гор», «кочевники — скотоводы», «обитатели гор» и пр. Мнение о том, что шумеры пришли в Месопотамию с гор, расположенных к северо-востоку от этого региона, поддерживается сейчас многими учеными. Этому мнению есть немало подтверждений, в том числе и упомянутое распространение курганной культуры IV-III тыс. до н. э. Это могли быть степи Урала, Юг Туркменистана или Северный Кавказ. Именно потому, что они спускались с предгорий, шумеры называли их «жителями гор».
Виднейшие востоковеды XIX в. и их продолжатели — Г. Винклер, Ф. Гом — мель, Н. С. Трубецкой, Б. Грозный и др. — считали, что шумерский язык был весьма близок к алтайским (тюркским) языкам. Эту точку зрения разделяют и подкрепляют рядом новых данных современные лингвисты-тюркологи
А. С. Аманжолов, М. Ш. Ширалиев, М. А. Хабичев, Ю. Б. Юсифов, А. М. Мамедов, С. Я. Байчоров, О. О. Сулейменов и др.
Выявлено около 400 прямых лексических схождений между тюркским (в частности, карачаево-балкарским) и шумерским языками. Эти совпадения системны и охватывают всю схему языкового строя и структуру названных языков, включая местоимения, числительные, термины, обозначающие кровно-родственные отношения и т. д. Для подтверждения этого тезиса достаточно привести несколько уникальных лексических шумеротюркских схождений.
Шумерские слова |
тюркские слова, в том числе карачаево-балкарские |
ме — я |
мен — я |
не — что |
не — что |
му — он |
бу — он |
уш — три |
уч/уш — три |
эм — язык |
эм — сосать |
абаме — старейшина |
аппа — дед, аба — бабушка |
баба — предок |
баба — предок |
кыз — девушка |
къыз — девушка |
аз — мало |
аз — мало |
куб — стоять |
къоб — вставай |
даим — постоянно |
дайым — постоянно |
сок — бить |
сокъ — бить |
габа — грудь |
габара — бюстгалтер |
ру — забивать |
ур — забивать, бить |
руш — свирепый |
уруш — ругать, злиться |
кура — страна |
къура — создавать, строить |
туд — родился |
тууду — родился |
ед — выходи |
ет — проходи |
гуруваш — слуга |
къарауаш — слуга, рабыня |
сир — ткать |
сыр — ткать |
уд — огонь |
от — огонь |
узук — длинный |
узун — длинный |
гуду — воровать |
гуду — воровство |
джау — враг |
джау — враг |
джау — масло |
джау — масло |
ирик — валух |
ирик — валух |
джар — разбивать |
джар — разбивать, расколоть |
джыр — разрывать |
джыр — разрывать |
ада — отец |
ата — отец |
ама — мать |
амма — мать, матушка, бабушка |
дигир — бог |
дингир/тенгри — бог |
(Слова взяты из книги И. М. Дьяконова «Языки Древней Передней Азии» (М., 1967, с. 27, 39-62) и других источников; часть слов переведена нами. — Авт.).
Говоря о смысловом тождестве шумерских и тюркских слов, О. О. Су — лейменов справедливо отмечает: «Совпадения форм и смыслов — системны, и потому не случайны» (Сулейменов, 1975, с. 230).
Приведенный выше материал позволяет нам сделать два важнейших вывода.
1. Есть все основания пересмотреть вопрос об изначальной прародине пратюркского этноса в пользу Волго-Уральского региона.
Алтай и Саяны были «вторичной» территорией их скопления и дальнейшей этнокультурной интеграции. Этот вывод подтверждает и выдающийся тюрколог Ю. Немет, по словам которого, «старые теории о Средне — или Восточно-Азиатской прародине тюрков либо недостаточно обоснованы, либо устарели» (Немет, 1963, с. 127-128).
2. Древнейший язык «курганников» (протоалтайцев) распространился на север и северо-восток, а из Евразийских степей через Кавказ и Юг Туркмении в Месопотамию. Вот почему саяно-алтайские, приаральские, кавказские, анатолийские и другие тюркские языки имеют отношение к шумерскому, как целое к своей еще в древности оторвавшейся части.