ГУННО-БОЛГАРСКИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

Наследниками скифов по культурным и кровно-родственным призна­кам являются гунно-болгарские племена. Основной этнический признак — погребальный обряд скифов и гуннов — чрезвычайно однотипен. Это те же курганные насыпи, погребальные срубы из бревен и толстых плах, погре­бальные колоды, жертвенные лошади и пр. Погребальные памятники гун­нов хорошо известны на всем протяжении древней скифской территории в Причерноморье, Подунавье — так называемой Малой Скифии, на Север­ном Кавказе и других областях. Весьма выразительные памятники гуннов раскопаны и на территории Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии.

Очень интересными являются находки археологов в окрестностях сел. Кишпек в долине реки Баксан, в урочище Байтал-Чапкан в Карачае и др.

Гунны Северного Кавказа

По сведениям ранних средневековых авторов, на Северном Кавказе, особенно в Приморском Дагестане сложилось мощное государственное объединение тюркских племен, возглавляемых гуннами. Царство гун­нов оказывало огромное влияние на весь ход исторического и военно­политического развития на Кавказе, в Закавказье и на Ближнем Востоке.

В науке утвердилось мнение, что гунны — это азиатские племена, из­вестные в III в. до н. э. по китайским источникам под названием «сюнну». Но в Центрально-Азиатских степях нет никаких источников формирова­ния этнокультурного облика гуннов ни во II, ни в III тыс. до н. э., а гунны появляются неожиданно в III в. до н. э., уже в виде вполне сформировавше­гося государственного объединения во главе с царем, военачальниками, административно-военными структурами. А если таковых истоков здесь не наблюдается, значит, утверждение о том, что гунны произошли и сфор­мировались как этнос (народ) на центрально-азиатских просторах, звучит не вполне оправданно.

Скорее всего гунны сформировались на базе тех самых древних ямно — афанасьевских племен, проникавших в глубины Центральной Азии с Волго-Уральского междуречья. Именно поэтому они позднее так часто направляли свои военные походы именно в эти районы, т. е. на древнюю прародину.

Иначе трудно научно оправдать тот молниеносный скачок гуннов III в. до н. э. через всю пестронаселенную евразийскую зону и уже в I в. до н. э. властвовать над всем Прикаспием, как повествует Дионисий Периегет, а тем более образовать государство в Приморском Дагестане, распростра­ниться вплоть до Дуная, организовать и там державу Аттилы, громить Римскую империю. Все эти вопросы порождают множество сомнений и не позволяют считать отмеченное выше утверждение о прародине гуннов в Центральной Азии обоснованным. История ранних гуннов и их проис­хождение нуждается в дальнейших исследованиях.

Для истории карачаево-балкарского народа большое значение име­ет упоминание о так называемых «кавказских гуннах» Прикаспия. Уже в 60-х гг. III в. кавказские гунны служили в персидской армии, а в 90-х годах того же века армянские источники пишут о гунских войнах в Предкавка­зье. Более того, в одной из сасанидских (персидских) надписей 293 г. от­мечено имя одного из тюркских хаканов на Кавказе. В 363 г. армянские, римские и персидские авторы пишут о необходимости укрепления кавказ­ских проходов, особенно Дербентского, от гуннских полчищ, постоянно со­вершавших набеги и походы на персов, армян и ближневосточные народы. Эти события и вынудили сасанидский Иран построить Дербентские укре­пления, называющиеся у тюрков «Темир-капу» — Железные ворота.

Таким образом, еще до эпохи, предшествовавшей появлению гуннов в Европе, в качестве наемных солдат или враждебных отрядов они уже оседают и создают на Северном Кавказе свое государство. Столицей этого государства арабские и персидские авторы называют город Варачан, или Беленджер, в долине реки Сулак у сел. Верхний Чир-юрт в Дагестане. Не­которые авторы позднее этот город или страну Баланджар называют ро­диной хазар. И действительно, среди гуннских племен были предки хазар, именовавшиеся басилами («Бас» — голова, «ил» — «эль» — народ, т. е. глав­ный народ).

Источники описывают гуннов как всадников, «приросших к своим ко­ням». Они, по словам античных писателей и историков, «скачут врассып­ную, без всякого порядка, с неожиданными обратными набегами…», «сра­жаются копьями с острыми костяными наконечниками, а в рукопашном бою дерутся очертя голову мечами и, сами уклоняясь от ударов, набрасы­вают на врагов крепкие витые арканы». В письменных источниках гунны отождествляются со скифами и киммерийцами, особенно их сопостав­ляют с так называемыми царскими скифами. Такое отождествление под­крепляется и тем фактом, что этноним скифов «ас-киши», или его основа «ас» сохраняется в письменных источниках, особенно в древнегрузинских документах, в «названии гуннов, как «овс», «ос». Так именуются гунны в V в. при набегах на Грузию при царе Вахтанге. Термин «овс» грузинских источников — это и есть несколько видоизмененное тюркское название племени «ас».