ДРЕВНИЕ ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И ТЕРРИТОРИЯ ИХ РАССЕЛЕНИЯ

Зарождение традиционной культуры тюркских племен

В этнографической науке большое место занимает так называемый рет­роспективный метод анализа источников традиционной народной культу­ры. Взгляд на историческое прошлое через специфические черты совре­менной культуры действительно дает важные исторические сведения.

Применяя этот метод для определения возможных истоков традици­онной культуры тюркских народов, мы обнаруживаем, что для многих из них особенно характерны такие ведущие черты материальной и духовной культуры, как:

■ захоронение умерших в курганах, деревянных срубах и колодах;

■ сопровождение покойников жертвенными конями;

■ употребление в пищу конины, кумыса, айрана и т. п.;

■ проживание в войлочных шатрах (юртах), изготовление войлочных изделий (предметов одежды, быта, убранства и т. п.);

■ ведение подвижного (кочевого) образа жизни с разведением пре­имущественно мелкого скота, лошадей и т. п.

Приступая к поиску хронологических и географических истоков этих специфических особенностей, нетрудно убедиться в том, что на Алтае, который принято считать древней родиной тюркских народов, для этих истоков нет ни археологических, ни иных признаков. Сочетание всех име­ющихся научных факторов приводит к выводу, что древнюю прародину тюркских народов и их культуры надо искать в других регионах. Таким регионом оказывается Междуречье Волги и Урала (Итиля и Джаика, или Яика). Здесь на рубеже IV-III тыс. до н. э. зародилась так называемая кур­ганная, или ямная, археологическая культура, в которой сочетаются все перечисленные специфические особенности культуры тюркских народов. Надо отметить, что эти черты не характерны для культуры ни одного из индоевропейских народов ни в древности, ни в настоящее время. А этот факт имеет большое и принципиальное научное значение при изучении историко-культурного наследия тюркских народов, в т. ч. и карачаево — балкарского народа.

Расселение и древние контакты пратюркских племен

В начале III тыс. до н. э. сформировавшаяся в междуречье Волги и Ура­ла ямная культура с курганным обрядом захоронения стала постепенно распространяться в прилегающие районы. В своем продвижении на север она вступает в контакт с культурой племен финно-угорской группы — с предками марийцев, мордвин и др. В направлении на запад эта культура смешивается с культурой древнейших праславянских племен на берегах Днепра, Днестра, Дуная и их притоков.

Мощное расселение курганной (ямной) культуры наблюдается в вос­точных и юго-восточных направлениях — в глубь Средней Азии, Казахста­на, Алтайского нагорья и на Юг Туркмении. В этих областях зарождается очень близкая к ямной и этногенетически однородная афанасьевская археологическая культура, получившая свое название от наименования горы «Афанасьево» близ Минусинской котловины. В своем продвижении на восток древние ямники-европеоиды постепенно смешивались и приоб­ретали вид монголоидных типов, хотя еще в VIII в. до н. э. на Горном Алтае встречались достаточно «чистые» европеоидные представители. Чем даль­ше в глубь Азии, тем все больше с течением веков монголоидные черты от­ражались на облике древних европеоидных ямников. Через Приаральские степи и Юг Туркмении древние пратюрки-ямники проникали в соседние об­ласти Ирана и Афганистана. Там они смешивались и вступали в этнокультур­ные контакты с ираноязычными племенами и народами (ил. 1).

В процессе расселения древние ямники вступали не только в куль­турный, но и в языковой контакт со многими племенами, говорившими на древнеиндийском, иранском, финно-угорском, праславянских и кав­казских языках. Этим обстоятельством объясняется факт наличия массы тюркизмов в названных языках и обнаружение многих терминов из этих языков в наречиях тюркских народов.

Все имеющиеся научные данные археологии, этнографии, этнотопонимии и другие факты говорят о том, что Алтайское нагорье является вторичной прародиной части тюркских племен, откуда они в историческое время на­чинают периодические военные и мирные перемещения обратно на запад, в прежние районы своего зарождения — Приуралье и Южно-Русские степи.

Кавказ и древние пратюрки. Майкопская культура

Древнейшие пратюрки — носители ямной (курганной) культуры широ­ко расселялись и в направлении Кавказа. Здесь они сталкивались и всту­пали в этнокультурные и языковые контакты с древнейшими кавказскими племенами, которым ранее не было свойственно возводить курганные насыпи над могилами усопших. Курганы на Кавказ и далее — в Переднюю и Малую Азию принесли с собой древние ямники — предки современных тюркских народов (ил. 2).

Древнейшим археологическим свидетельством проживания на Север­ном Кавказе пратюркских племен является так называемый Нальчикский могильник конца IV тыс. до н. э. Этот могильник располагался на террито­рии района Затишье нынешнего города Нальчика. Материалы этого мо­гильника показывают теснейшие связи и контакты кавказских племен и древнейших ямников. Позднее эти контакты и связи все более расширя­ются. Памятники древних ямников обнаруживаются у станицы Мекенской в Чечено-Ингушетии, у сел. Акбаш и Кишпек в Кабарде, у сел. Былым в Бал­карии, во многих районах Краснодарского края и Карачаево-Черкесии: у станицы Келермесской, Новолабинской, хут. Зубовского, у города Усть — Джегута и т. д. Всего на Северном Кавказе древнеямных археологических комплексов насчитывается более 35.

Все имеющиеся историко-археологические и этнокультурные факты говорят о том, что древнейшие предки тюркских народов проживали на Северном Кавказе уже более 5 тыс. лет тому назад. Позднее, в середине III тыс. до н. э., на Северном Кавказе формируется так называемая майкоп­ская археологическая культура, получившая свое название по кургану, раскопанному в нынешнем городе Майкопе. Следует отметить, что май­копская культура — это исключительно курганная культура. А курганы из­древле не были присущи Кавказу, а являются этнокультурным признаком именно степей, где и зарождалась курганная культура. Майкопская куль­тура на ранних стадиях развития еще сохраняет свои степные формы и погребальный обряд в широких грунтовых просторных ямах, обложенных деревом, с подстилкой из коры дерева, органических веществ или про­сто чистой желтой глины, никаких каменных сооружений в этих курга­нах и погребениях еще не было. И лишь позднее, в конце III тыс. до н. э., точнее, примерно в последней трети тысячелетия, в майкопской культу­ре наглядно просматриваются ощутимые местные черты погребального обряда, отражающиеся в различных каменных включениях в основаниях курганов, каменных подстилок в погребальных камерах, каменных кур — ганчиков внутри земляной насыпи непосредственно над могилой и т. п. Однако сама курганная форма и обряд остаются неизменными. Влияние курганников было настолько сильно, что даже такие типично кавказские погребальные детали, как каменные ящики и даже огромных размеров каменные дольмены, сооруженные из громадных валунов, сами «входи­ли» под курганную насыпь, что особенно хорошо видно на памятниках у станицы Новослободненской.

Курганная культура со своими сцецифическими этнокультурными признаками в конце IV тыс. до н. э. начинает проникать и на территорию нынешней Турции (в Анатолию). Ранее здесь неизвестные и вновь по­явившиеся памятники этой культуры обнаружены в долинах реки Амук на северо-западе Сирии, у подножий гор Аманус, в турецкой провинции Хатай, в местностях Норсун-тёпе, Тёпесик, Коруку-тёпе и других областях

Турции и Сирии. Сюда проникали носители этой культур со своими тра­дициями, скотоводческим укладом жизни, умением разводить лошадей и т. п.

Продвижение пратюрков в Закавказье и Переднюю Азию

В последней трети III тыс. до н. э. курганы начинают проникать с Се­верного на Южный Кавказ через Дербентский проход — территорию Да­гестана и Краснодарский край. Такой путь продвижения наглядно можно проследить через курганы у станицы Новотитаревской и у сел. Утамыш в Дагестане. Археологи Закавказья единодушны в том, что курганная куль­тура здесь появляется внезапно, как совершенно чуждая для местных пле­мен. Эти памятники известны во многих районах Закавказья, но наиболее ранние расположены у сел. Бедени в Грузии, это и курганы Уч-тёпе в Азер­байджане и др.

Отсюда — далее на юг — курганная культура достигает берегов озера Урмия в Передней Азии.

На территории Закавказья, Передней и Малой Азии древние ямники — овцеводы впервые сталкиваются с оседло-земледельческими племенами. Происходит закономерный симбиоз двух культур и смешивание различ­ных этнокультурных течений. В результате этого симбиоза формируется новая оседло-земледельческая и скотоводческая этническая общность, сочетающая оба вида экономического уклада.

Этот симбиоз на территории Древней Месопотамии (современный Ирак) дает огромный толчок в формировании известной всему миру ци­вилизации шумеров (сомаров, суваров). Между носителями майкопской культуры Северного Кавказа и древними шумерами (суварами, сомарами) складываются самые тесные культурно-экономические связи, проявля­ющиеся в том, что в городах Шумера и майкопских курганах неоднократно обнаруживались уникальные аналогичные предметы вооружения, укра­шений и т. п. Важно отметить, что эти предметы встречаются в городах Шу­мера и северокавказских майкопских курганах, но почти не встречаются в памятниках на пространстве между ними — ни в Закавказье, ни в других районах Северного Кавказа. Взаимные контакты между майкопцами и шу­мерами носили характер отношений между давно оторвавшейся частью древних пратюркских племен с их прародиной на Северном Кавказе и в прилегающих степях Евразии. Создается впечатление, что эти связи носи­ли транзитный характер, вероятно, объясняющийся близостью их тради­ций и культур.

Есть множество подтверждений тому, что древние шумеры были давно оторвавшейся от основной массы частью пратюркских племен. Поэтому в их языке так много тюркских терминов, о которых писали многие ученые прошлого века и сегодняшних дней.

Анализ древних шумерских клинописных текстов, проведенный мно­гими учеными, свидетельствует о том, что большинство шумерских слов буквально повторяют общетюркские, в т. ч. и карачаево-балкарские сло­ва, а порой и целые фразы. Например, в песне о Гильгамеше (Бильгаме — ше) встречается балкарская фраза «Союм этейик», т. е. «Совершим закла­ние», «Принесем жертву». Или же в надписи, посвященной божеству Гудею (удивительно напоминающее «Кудай» — бог (каз. яз.), на его памятнике XXIV в. до н. э. можно прочесть карачаево-балкарское слово «ЗАНЫМДА — ГЫННАН», т. е. «От того, кто рядом». Таких уникальных совпадений множе­ство. Остановимся на нескольких лексических схождениях:

Шумерские слова

Карачаево-балкарские слова

Аз — мало

Аз — мало

Абаме — старейшина

Лпш — дед, аба — бабушка

Баба — предок

Баба — предок

Габа — грудь

Габара — телогрейка, бюстгаль-

тер

Даим — постоянно

Дайым — постоянно

Me — я

Мен — я

My — он

Бу — этот, он

Не — что

Не — что

Ру — забивать

Ур — забивать

Ер — воин

Эр — мужчина

Ту — родить

Туу — родить

Туд — родился

Тууду — родился

Ед — выходи

Ёт — проходи

Чар — круг

Чарх — колесо

Гуруваш — слуга

Карауаш — служанка, рабыня

Гаг — всаживать

Къакъ — всаживать

Сиг — удар

Сокъ — бить

Уш — три

Юч — три

Уд — огонь

От — огонь

Узук — длинный

Узун — длинный

Туш — опуститься, сесть

Тюш — опуститься

Ешик — дверь

Эшик — дверь

Аур — тяжесть

Ауур — тяжесть

Жау — враг

Жау — враг

Жер — место, земля

Жер — место, земля

Егеч — сестра

Эгеч — сестра

Ор — жать

Ор — жать (урожай)

Кал — оставаться

Къал — оставаться

Кыз — девушка

Къыз — девушка

Куш — птица

Къуш — птица

Уат — разбивать

Уат — разбивать

Жарык — светло

Жарыкъ — светло

Жаз — писать

Жаз — писать

Жюн — шерсть

Жюн — шерсть

Жол — дорога

Жол — дорога

Жыр — песня

Жыр — песня

Жарым — половина

Жарым — половина

Чолпан — звезда

Чолпан — звезда (Венера)

Чибин — муха

Чибин — муха

Ирик — валух

Ирик — валух

Кур — создавать

Къур — сооружать

Кюре — грести

Кюре — грести

Кору — стеречь

Къоруу — стеречь

Кадау — запор

Къадау — запор

Кан — кровь

Къан — кровь

Сан — число

Сан — число, сана — считать

Икки — два

Эки — два

Буз — ломать

Буз — ломать

Юз — рвать

Юз — рвать

Сюз — цедить

Сюз — цедить

Ез — сам

Ез — сам

Алты — шесть

Алты — шесть

Ел — смерть

Ел — умирать

Ул — род

Ул — сын, потомок

Сен — ты

Сен — ты

Таких совпадений очень много, более четырех сотен. И приведенных схождений вполне достаточно, чтобы убедиться в родстве шумерского и карачаево-балкарского-языков.

Имеющиеся в нашем распоряжении научные данные говорят о том, что расселение древних ямников-пратюрков — это распад древней тюркской общности, представленной первоначально ямно-афанасьевской этно­культурной общностью. Этот распад по хронологии совпадает с распадом древней индоевропейской общности. Взаимные столкновения в резуль­тате этих процессов и обусловливают обнаружение массы взаимопро­никавших языковых схождений между тюркскими и индоевропейскими языками. Этот период истории мы склонны считать первым этапом в исто­рии формирования карачаево-балкарского народа, протекавшим более 5 тыс. лет тому назад, на территории Северного Кавказа.