Аланы — предки балкарцев и карачаевцев

По данным римских авторов, аланы — это «прежние массагеты», а совре­менная наука установила полное тождество массагетов и туркмен. Следо­вательно, аланы являлись тюркским племенем. Этот факт подтверждается тем обстоятельством, что среди современных туркмен как отдельная ро­довая группа сохранились аланы. Интересно напомнить родовые имена этих аланов: Мирши-кар, Болук-аул, Эшек, Аяк-чар, Кара-мугул, Токуз, Кер, Бельке и др. Родоплеменные группы аланов проживают и в Узбекистане, Таджикистане, на Алтае. Среди алтайцев существует родовая группа, име­нующаяся «Аландан келген», т. е. «пришедшие с равнин».

Кроме того, слово «алан» на многих тюркских языках означает понятие «равнина», «долина».

Ближайшие соседи карачаевцев — мегрелы и поныне называют кара­чаевцев аланами. Этот этноним на Кавказе не знает ни один народ, кроме балкарцев и карачаевцев. Термин «алан» у балкарцев и карачаевцев упо­требляется при обращении в смысле «сородич», «соплеменник». Кроме перечисленных фактов, о тождестве аланов и балкаро-карачаевцев гово­рят и письменные источники, исходящие из Византии, которые Аланией называли территорию Карачая. Традиция называть Аланией именно этот регион сохранилась и в географических картах Кавказа XVIII-XIX вв., даже в период строительства Военно-Грузинской дороги через Владикавказ.

Неоспоримыми аргументами в пользу мнения о тюркоязычности аланов и их ведущей роли в формировании карачаево-балкарского народа являет­ся так называемая Зеленчукская надпись XII в., найденная на карачаевском поселении Эски-Джурт (Верхний Архыз), и Аланское приветствие, зафикси­рованное византийским поэтом XII в. Иоаном Цецем. В Зеленчукской над­писи очень легко читаются общетюркские слова и термины: «Ата журт» — родина, отчизна; «Белюнюб» — отделившись; «зыл» — год; «де» — повествуй; «Тейри» — верховное божество тюрков Тенгри; «цахырыф» — призвав; «алан юртлагъа» — на равнинные поселения; «Багатар» — богатырь и мн. др. Одним словом, надпись повествует о том, что некогда, призвав бога, собравшись вместе, некоторые группы племен решили переселиться на равнину. Над­пись гласит о распаде племенного объединения.

В Аланском приветствии Иоанна Цеца также легко читаются балкаро­карачаевские выражения, ни у кого больше не встречающиеся (так назы­ваемые идиоматические выражения) типа «Ой юйюнге!», а также слова: «кюн» — день; «хош» — добрый; «каитыф» — вернувшись; «катын» — госпожа и др. Все иные попытки прочесть эти документы, вписывая не существующие в них буквы, переставляя слова и буквы и прочие насилия над текстами, не дают ничего утешительного, кроме бессмысленных нагромождений от­дельных слов или личных имен. Имеющиеся в историко-этнографической и лингвистической науке материалы однозначно говорят о том, что аланы были тюркоязычным племенем и являлись одним из основных компонен­тов в происхождении балкарцев и карачаевцев.

Кто такие асы

Термин «ас» на тюркских языках означает: «сбиваться с пути», «терять дорогу», «блуждать», что почти равнозначно понятию «кочевать». Имен­но исходя из этого термина древние греки называли первоначально «Азией» степи Прикубанья, где они впервые узнали древних кочевников — овцеводов, носителей ямной (курганной) культуры, позднее, с расселени­ем этих кочевников в различные регионы, название «Азия» распространи­лось на Среднюю, Переднюю и Малую Азии.

Термин «ас/аз» отразился в этнониме потомков древних курганников — скифов в виде «Ac-киши» («Ашку-зы»). Название Ac-киши сохранилось в позднейших названиях тюркских племен Крыма, Средней и Центральной Азии. Более того, есть достаточно прямые письменные свидетельства о том, что «асы» были тождественны скифам и сарматам (Птолемей — II в. н. э.; Стефан Византиец — VI в. н. э.).

Как одно из ведущих подразделений асы сохранились и в составе по­томков скифов — у древних болгар. На одной из представительниц асов- болгар был женат русский князь Андрей Боголюбский. Сын Андрея Бого — любского и ясыни-болгарки — Юрий — был женат на грузинской царице Тамар.

Одним из ведущих и почетных подразделений аланов были асы, име­новавшиеся «дагсас», т. е. «горный ас»,

В XIV в. тюркские племена асов были известны у Дарьяльского ущелья и в Крыму. С народом асы в конце XIV в. воевал в горах Центрального Кав­каза, на территории Балкарии и Карачая завоеватель Тимур.

Асами до сих пор называют балкарцев их ближайшие и исторические соседи — ираноязычные осетины. Более того, термином «Ассиаг» они на­зывают Балкарию, а Карачай именуют «Стур-Ассиаг», т. е. Большая Асия. Исходя из этих фактов, трудно верить в то, что асы являлись предками осе­тин. В истории нет народа, который своим именем называл бы других.

Приведенные нами факты базируются на том, что уже в VIII в. в древне­тюркских надписях упоминаются тюрки-асы. Очень часто их имя употре­бляется как часть тюргешей, киргизов и других тюрков в долине реки Чу. Среди тюркских народов называет асов и Махмуд Кашгарский, автор XI в. А древнерусский летописец, хорошо осведомленный о тюркских народах XII в., прямо пишет, что язык асов сродни языку печенегов. Подразделения асов известны до сих пор среди ногайцев, алтайцев, киргизов, казахов и других тюркских народов. Все сказанное свидетельствует о том, что древ­нейший этноним, относившийся более 5 тыс. лет тому назад к древнейшим кочевникам-овцеводам, через скифов, болгар и аланов сохранился до сих пор в названии балкарцев и карачаевцев. Асы были прямыми предками балкаро-карачаевцев.