Роль тукхума1 в общественном устройстве вайнахов

Для характеристики общественно-политического устройства «вольных» обществ или союзов вольных обществ в Чечне и Ингушетии в XVIII — нач. XIX вв. большое значение имеет правильный анализ социального содержания, внутреннего устройства и основных функций вайнахского общественного инегатута «тукхум».

До последнего времени среди исследователей разных школ и направлений, как дореволюционных (буржуазных), так и советских, а также некоторых местных авторов существовали различные точки зрения относительно социального содержа — 314

ния и общественных функций общекавказского института «тухум» (тукхум). Судя по утверждению дагестанского ученого М. А. Агларова, впервые о тухуме, как о структуре джамаата джаро — белоканских аварцев из Дагестана, отметил в 40-х годах XIX в. исследователь И. О. Константинов.2 Несколько позже, в 80-90-х годах XIX в. известные дореволюционные исследователи-историки, этнографы и правоведы М. М. Ковалевский,3 Ф. И. Леонтович4 и др. относительно дагестанского тухума утверждали, что это род. В частности, М. М. Ковалевский подчеркивал, что семейная община в Дагестане — это позднейшее явление родовой общины.5

В советский период, т. е. в 50-х годах XX столетия, небольшая часть ученых поддержала этот ложный тезис буржуазных исследователей. Так, например, известный профессор С. В. Юшков утверждал о том, что тухумы на Кавказе — это родовые организации.6

За последние годы историческое кавказоведение преодолело этот перекос в науке, выражавшийся в крайней архаизации роли тухума в дагестанском обществе в XVIII — нач. XIX вв., и отказалось от далеко не научных взглядов М. М. Ковалевского, Ф. И. Леонтовича и их последователей. К сожалению, как нам представляется, среди ученых Дагестана и Чечни и сегодня нет единого мнения относительно общественного института тухума. По мнению профессора Р. М. Магоме-дова, «тухум в своей основе был не родом, а семейной общиной», а у даргинцев «тухум по своему происхождению — это патриархальная домашняя семья»,7 — заключает он. «Дагестанский тухум в XIX веке не был ни родовой, ни семейной общиной. Дагестанский тухум — узкая группа людей, связанных между собой или кровным родством, или местом проис­хождения»,8 — утверждает профессор Х-М. Хашаев. Профессор М. О. Косвен рассматривал тухум как патронимию.9 Изучив историю табасаранского общества в рассматриваемое время, профессор М. Р. Гасанов приходит к выводу, что «тухум -это семейная община, включавшая в себя широкий круг родственников, связанных кровными узами по отцовской линии».10

Такова точка зрения относительно института «тухума» да­гестанских исследователей.

Что же касается характеристики общественного института «тукхума» (тухум) вайнахов, данной местным ученым М. А. Мамакаевым, чеченский тукхум — это, в отличие от дагестанского «тухума», не кровнородственный союз, а союз или ассоциация нескольких тайпов (родов) одного и того же племени. Более того, чеченский тукхум, по мнению М. А. Мамакаева, «это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач. Защиты от нападения противника и экономического обмена».11 Местный исследователь Л. Ильясов также считает, что чеченский тукхум — это закономерный процесс объединения тайпов в более крупные и сложные социальные организации.12

Как видим, судя по тем характеристикам, которые даны дагестанскими и вайнахскими исследователями относительно понятия и социального содержания института «тухума» у дагестанцев и чеченцев, то «тухумы» этих народов мало что имеют общего, а, напротив, даже отличаются друг от друга. Но с другой стороны, при внимательном анализе содержания дагестанского «тухума» и чеченского «тайпа» (рода), обнаруживается весьма интересная деталь: дагестанский тухум и чеченский тайп почти идентичны по своему общественному положению и социальному содержанию. Более того, если сравним общественно-политическое и социальное положение вольного общества или союза обществ Чечни и Дагестана в рассматриваемое время, то здесь также обнаруживается, что между данными политическими объединениями этих народов много общего.

Среди определенной части местных исследователей существует мнение о том, что между тукхумом и тайпом якобы нет существенной разницы, кроме количественной, и что, как тукхум, так и тайп, если подходить к их рассмотрению в динамике, то они «могут в определенной последовательности выполнять фунции и рода (тайпа — Ш. А.), и фратрии, то есть союза родов».13

Однако на самом деле, хотя тукхум и означает в переводе (неизвестно, с какого языка — Ш. А.) семя, яйцо, он не был в представлении вайнахов группой кровнородственных семей (тайпом), а представлял собой «союз родов (тайпов — Ш. А.), объединившихся во фратрию по своему территориальному и диалектологическому единству».14 В дагестанский тухум могли входить, — по свидетельству Х-М. Хашаева, — не только кровнородственные члены общества, но и представители из других тухумов… Более того, в XIX веке тукхумы в Дагестане не знали ни общности производства, ни общности потребления.15

В рассматриваемое время вайнахский тукхум локализуется, как правило, на территории фактически им заселенной, где тайпы, входившие в него, занимались производительной деятельностью — земледелием, скотоводством, охотой, другими промыслами, ремеслом и торговлей. Каждый тукхум, а точнее его предствитель разговаривал на том или ином диалекте общего для всех тукхумов вайнахского языка. Так, например, жителям Чеберлоевского общества (тукхума) свойственно было аканье (аса алу, аса малу, аса дау), а жителям Аккинс-кого общества (тукхума) свойственно было оканье (ас олу, ас молу, ас доу) и т. д.16

В пользу того, что понятия «тукхум» и «тайп» у вайнахов являются далеко не идентичными, говорит тот факт, что тайп в отличие от тукхума имел своего предка-родоначальника и сохранял кровнородственное, экзогамное единство членов общины, в то время, как в тукхуме строго соблюдалось территориальное и диалектное (языковое) единство. Таким образом, тукхум, как видно из примеров, это не кровнородственный союз, а естественно образовавшееся братсво из тайповых организаций. Тукхумы складывались из союза или ассоциации нескольких тайпов одного и того же племени, имея перед собой вполне конкретные и реальные задачи. Но в Чечне и Ингушетии в это время были и союзы кровнородственных тайпов, образовавшиеся путем сегментации одного начального рода, как, например, чантийцы и терлоевцы. В состав тайпа терлоевцев входят такие кровнородственные группы, называвшиеся либо тарами, либо тайпами, как, например, Боыпни, Біавлой, Жерахой, Кхенахой, Маціарой, Никіарой, Оыпний, Санахой, Шуьндий, Элтпхьархой17и др.

В рассматриваемое время в отличие от тайпа, где отсутствовала кровная месть среди кровнородственных семей, внутри вайнахского тукхума закон кровной мести был обязателен. Брак между членами вайнахского тукхума также не воспрещался. Все это говорит в пользу того, что среди членов тукхума уже отсутствовала традиция или обычай кровного родства.18

В отличие от тайпа вайнахский тукхум не имел своего офи­циального главы, равно как и своего военачальника (баьчча). Отсюда можно предположить, что тукхум являлся не столько органом управления, сколько общественной организаций, в то время как тайп являлся «логической стадией прогресса в развитии идеи управления». В то же время создание союза тайпов (тукхумов) представляло несомненный прогресс, «происходящий на одной и той же территории как неуклонный процесс к возникновению нации…»1*

В конце XVIII — середине XIX века в целом вайнахское общество, если исходить из общего числа тайпов, зафиксированных местными источниками, составляло более 135 тайпов. Впоследствии из этого общего числа тайпов более 100 тайпов объединились в 9 крупных союзов обществ (фратрии) — тук-хумы: Аьккхий, Маьлхий,

Нохчмахкой, Чіебарлой, Шарой, Шотой, Эрштхой, Чіаьнтий, Тіерлой.20 Как видим, некоторые вольные общества объединились между собой и образовали союзы вольных обществ (тукхумы).

Источники свидетельствуют, что в рассматриваемое время такие крупные союзы обществ Чечни (тукхумы) — как Аьккхий состоял из 7 тайпов, Маьяхий — 12; Нохчмахкой — 20, Чіебарлой — 6; Шарой — 6; Шотой — 10; Эрштхой (Орстхой) -6; Чіаьнтий — 7; Тіерлой — 421 и более. Из приведенных данных видно, что по числу входивших в состав тукхумов больших и малых тайпов на первом месте находилось общество Нохчмахкой (20), за ним следовало общество Маьлхий (12) и на третьем месте стояло общество-тукхум Шотой (10).

В XVIII — нач. XIX вв. в горной Ингушетии также были сосредоточены такие крупные тукхумные объединения, как Джейрах, Цори, Галгай, Фяппий и др.,22 причем с идентичными названиями сел и обществ.

Какие же органы власти или органы управления существовали на территории вайнахских тукхумов в рассматриваемое время? Материалы свидетельствуют о том, что в отличие от тайпов, где четко соблюдались правовые отношения, основанные на адатах вайнахов, и функционировали судебные и исполнительные органы власти, в тукхумах собирался Тукхум-ный Совет старейшин в качестве совещательного органа. «Он состоял из представителей всех тайпов, входивших в данный тукхум, на равных по положению и почету правах. «Тукхум-ный совет собирался в случае необходимости для улаживания межтайповых споров и разногласий, а также для отстаивания внутренних интересов как отдельных тайпов, так и всего тукхума в целом.23

Кроме того, Тукхумный совет был наделен полномочиями в случае необходимости объявлять войну и заключать мир, вести переговоры с противником с помощью своих посредников и чужих послов, а также в зависимости от обстановки в целом заключать союзы с другими тукхумами и порывать их и т. д.

Кроме Тукхумного совета старейшин, существовал еще и Совет страны — «Мехк-кхел», в который входили старейшины тайпов, старейшины сел, баьччи, жрецы, кадии и муллы и т. д. Один из самых влиятельных для того времени «Мехк-кхел» функционировал в Ичкерии на священной горе Кхеташ-Корт, вблизи большого селения Цонтарой.24 На этом совете обсуждались вопросы политического положения и некоторые обычаи в различных областях горского общества и в зависимости от экономической и правовой необходимости и целесообразности они в дальнейшем получали одобрения центральных властей и т. д.