Роль ислама в государственном образовании Мансура в Чечне и на Северном Кавказе в 1785 —1791 гг

Первые попытки государственного строительства на территории Чечни и Северного Кавказа в ходе народно — освободительного движения горцев в 1785 — 1791 гг. на основе ислама были предприняты имамом Мансуром, уроженцем из села Алды. Созданием зачатков первых и главных атрибутов государственности являлось высшим достижением коллективного и творческого разума горских масс и их руководителя Мансура. Безусловно, в рассматриваемое время как в Чечне, так и в соседнем Дагестане, Кумыкии, Осетии, Кабарде, Черкесии и Адыгее имелись соответствующие для этого объективные и субъективные предпосылки. Прежде всего, необходимо было преодолеть существовавшую до этого среди горских народов межплеменную и межнациональную разобщенность, а также сепаратистские тенденции отдельных местных князей и владельцев, управлявпшх каждый в отдельности, изолированно, на основе адатов. Более того, жившие небольшими обществами и племенами, большей частью замкнуто и оторвано друг от друга горцы, по словам профессора

Н. А. Смирнова, «не могли координировать свои действия и противостоять натиску царских войск».1

Мощным толчком на пути преодоления этих негативных явлений в горских обществах в рассматриваемое время явилась новая религия ислам, сыгравшая как стабилизирующий и консолидирующий фактор.

Идейно — организационное становление и развитие государ­ственного образования Мансура прошло несколько важных этапов:

Первый этап — с 1784 г. по июнь 1785 г. — характеризуется зарождением и началом распространения среди народов Чечни и Северного Кавказа новой для них объединительной исламской идеологии, базировавшейся на мусульманской религии; признанием простым народом Ушурмы шейхом и имамом Мансуром и принадлежности его секте и тарикату Накшбан-ди; началом его публичных выступлений перед односельчанами с религиозными проповедями.2

Второй этап — июль 1785 г. — начало воєнно — политичес-

кой деятельности Мансура; в это время весь Северный Кавказ от Каспийского до Черного морей охвачен восстанием; первые военные (4-6 июля 1785 г.) и организационно — политические успехи восставших на пути создания государственности в Чечне; Мансур в апогее своего могущетсва; попытки восстав­ших блокировать и захватить крепость Кизляр и другие воен­ные укрепления с целью разрыва связей Кавказа с Россией.3

Третий этап — ноябрь 1785 г. — декабрь 1788 г. — расширение района антиколониальной и антифеодальной борьбы горцев во главе с Мансуром на географически отдаленные от Чечни территории Кабарды, Черкесии и Адыгеи; попытки создания здесь Мансуром различных государственных структур и т. д.

Четвертый этап — январь 1789 г. — июнь 1791 г. — последний, завершающий этап, характеризующийся общим спадом народно — освободительного движения горцев, падением госу­дарства имама Мансура на всей территории Северного Кавказа и его пленением в крепости Анапа в 1791 г.

Известно, что территория государства Мансура в пору ак­тивной воєнно — политической деятельностью включала в себя в основном предгорные и равнинные земли Чечни, Ингушетии, Кумыкии, Дагестана, Кабарды, Черкесии и Адыгеи. По словам Ал. Беннигсена, накануне начала царской агрессии «горцы Кавказа представляли силу около 1 500 ООО человек, разде­ленных на 20 языковых групп».4 По видимому, Ал. Беннигсена имел в виду численность населения Северного Кавказа в конце XVIII века.

Кроме того, свое желание находиться под властью имама Мансура и перейти в любое время в его лагерь изъявили в самом начале войны татары, жившие вокруг города Астрахани, киргизо — кайсацкие (казахские) народы, проживавшие в районе Мангышлака (у северо — восточного побережья Кас­пийского моря), ногайские народы и их мурзы, часть осетин во главе с их владельцем Ахметом Дударовым5 и т. д.

В рассматриваемое время на территории Чечни админис­тративными и политическими центрами государства Мансура в период военных действий являлись селения Алды и отчасти Шали.

Основные органы управления государства. Известно, что складывание и функционирование государства имама Ман­сура происходило прежде всего на фоне непрекращающихся военных действий кавказских народов против русского ца­ризма и защиты их интересов от внешнего врага. Это опреде­лило военный характер государства Мансура. Огромное вли­яние на особенности и своеобразие государства, а также прин­ципы его формирования оказала религия ислам, что также определило мусульманский (исламский) характер государства. В государственном устройстве Мансура горцы видели отражение вековых чаяний народных масс о справедливом и равноправном обществе, в котором должно торжествовать не только социальное равенство народа, и равенство и ответ­ственность каждого мусульманина перед богом, религией и родиной. В государстве Мансура преобладали принципы и характер общенародного устройства, в котором защищались общенациональные интересы.

Вся полнота власти в государстве, как законодательная, так и исполнительная принадлежала имаму Мансуру. В период военных действий он совмещал в себе власть религиозного наставника и реформатора, а также руководителя военных действий. В лице одного человека — Мансура — была со­средоточена административная, духовная (религиозная) и во­енная власть. Поскольку на всей территории Северного Кав­каза шли военные действия, то в силу объективных обстоя­тельств и личных качеств Мансура данная власть в руках има­ма приобретала огромную популярность.

В рассматриваемое время имам Мансур стал большим ре­организатором общественно — политического устройства гор­ских народов. Созданные им органы и учреждения просуще­ствовали до конца движения горцев. Значительное влияние на проведение реформ в гражданской, религиозной и военной областях оказали самые авторитетные и почитаемые среди народов Чечни и Северного Кавказа князья, владельцы и духовные лидеры. Одним из таких в Чечне был известный мул­ла и хаджи из селения Шали Умар-Хаджи, наиболее образо­ванный и дальновидный наставник и помощник имама, кото­рый, будучи его главным советником и ведая всей перепиской его постоянно держал в курсе простой народ, к которому с письмами обращался сам Мамсур. Другими влиятельными советниками по религии у Мансура были также местные мул­лы: Ногай-Мирза-Хаджи, Бисултан-Хаджи и Хамби-Хаджи.6^ Огромным уважением пользовался у имама Мансура мулла из селения Алда — Али Исханов.

Самым авторитетным государственным органом имама Манскра являлся, по-видимому, Высший Совет. Он формиро­вался сугубо из самых близких и доверенных лиц Мансура: из числа отдельных влиятельных князей (владетелей, старшин и узденей), авторитетных мулл (кадиев), высших богословов (алимов) и т. д. Вот что повествует документ: Некий Яковлев, находившийся в это время по торговым делам в Дагестане, сообщал, что от Шамхала Тарковского были отправлены к Мансуру кадий его по имени Аджи (Хаджи — Ш. А.) с 30 чело­веками, и «Последние из них уже 7-й день как возвратились обратно в Тарки, а кадий и поныне находится у него. От даге­станских владетелей, — указал далее Яковлев, — постоянно присылаются к имаму (Мансуру — Ш. А.) старшины, муллы и ученые и вся Дагестания начала прославлять его, почитая за справедливого святого».7 В функции Высшего Совета входило рассмотрение вопросов военной организации и защиты страны от внешнего врага, хозяйственного развития, администра­тивного управления, судебного разбирательства в горских об­ществах и т. д. Решения на Высшем Совете принимались кол­легиально. Однако последнее, решающее слово оставалось за имамом Мансуром.

В исключительных случаях, когда решалась судьба госу­дарства, созывались Съезды самых авторитетных и влиятель­ных представителей от различных сел и обществ Чечни, Даге­стана, Ингушетии, Кабарды, Черкесии и Адыгеи. В них при­нимали участие также члены Высшего Совета — муллы, кадии, владетели, князья, представители от различных сел (обществ) и соседних народов. Так, например, в течение 1785-1786 гг., согласно архивным источникам, на территории Чечни (сел. Алды и Мартан), Кумыкии (сел. Горячевское или Исти-Су), Кабарды (на р. Баксан) собирались как Высшие Советы, так и Съезды народных представителей. Так, например, в марте 1786 г. имам Мансур предпринял попытку созвать Высший Совет алимов и князей из Чечни и Малой Кабарды (владелец Дол Мударов) в урочище с одноименным названием реки Мар — танка.^ Еще раньше, 17 февраля 1786 г., некий уадень Ас­лан-Гирей Бабуков из Черкесии сообщал генералу Н. С. Ше­мякину из Константиногорска о том, что к имаму Мансуру, находящемуся в это время в Чечне, прибавились также, как и он, шейхи: Арис, Магомет, а другого шейха имени он якобы не знает, которые прислали через своего нарочного к кабар­динскому эфенди Исаку письмо, предупреждающее кабардин­цев о том, чтобы они готовились к большому Собранию (съез­ду — Ш. А.), на котором будут присутствовать представители от различных мусульманских народов и которое состоится в апреле месяца этого года на реке Баксан.9) По всей вероятно­сти, на столь представительном и авторитетном Съезде наро­дов Северного Кавказа имам Мансур планировал обсудить вопрос о широкомасштабном, объединенном, выступлении горцев против царизма на всей территории Северного Кавказа.

В рассматриваемое время, надо полагать, кроме Съезда представителей народов Северного Кавказа и Высшего Совета в государстве Мансура существовал постоянно действующий исполнительный орган, который ежедневно занимался вопросами хозяйственной гражданской (общественное управ­ление), военной судебной, религиозной деятельности и т. д.

Законодательные акты в государстве Мансура создавались, по-видимому, на основе норм шариата. Шариат определял не только правовые нормы граждан, но и образ их жизни. В кон­кретных исторических условиях конца XVIII века шариат в государстве имама Мансура являлся не столько самоцелью, сколько важным средством объединения разноплеменных, разрозненных народов Северного Кавказа для эффективного отпора русского царизма. Поэтому религия ислам и шариат имели огромное значение в государстве Мансура. Не случайно, что из религиозных проповедей Мансура выводились 3 основные направления его программы:

1. Возвращение к исламу чистому и аскетическому.

2. Борьба против адатов и введение убеждением или силой закона шариата.

3. «Священная война» (газават) ведется сначала против со­блюдающих адаты, затем против «неверных» (иноверцев-гор — цев) и, наконец против русского царизма.

Надо полагать, что в целях соблюдения правовых норм в обществе, а также для четкого взаимодействия и функциони­рования различных административных органов в государстве Мансура существовал определенный свод постановлений и решений, основанный на правилах шариата. Это способство­вало уменьшению и предупреждению различного рода пра­вонарушений в уголовных и гражданских делах. Более того, основные положения свода постановлений по шариату явля­лись как бы отправным моментом в деятельности админист­ративных органов, решений финансовых вопросов, в военном устройстве государства и его армии. Источник сообщает о том, как имам Мансур, «наложив на страну трехдневный пост, с приближенными своими мюридами стал навещать аулы, со­провождаемый пением зикра. Жители выходили к нему на­встречу, каялись перед ним в грехах и обращались к тоба (по­каянию), обязывались не делать дурных поступков, как-то: не красть, не спорить, не курить табаку, не пить крепких напит­ков, но усердно молиться богу, не пропуская назначенных для этого сроков. Народ признал Мансура своим устазом, то есть ходатаем перед богом; целовал полы его одежды и так увле­кались религиозным настроением, что прощали друг другу долги, прекращали тяжбы и прощали даже самую кровь (кров­ную месть — Ш. А.)»11

Данный факт свидетельствует о том, что в рассматриваемое время в Чечне и в целом на Северном Кавказе должны были уменьшиться всякого рода преступления, связанные с убийством, воровством, насилием и т. д., что непременно надо связывать с введением наказания в обществе на основе шари­ата.

Административное устройство государства. В ходе воен­ных действий государство имама Мансура в плане админист­ративного устройства состояло из различных этнических об­ластей, географически отдаленных друг от друга — Чечня, Ингушетия, Карабулак, Авария, Кумыкия, Кабарда, Черке-сия и Адыгея, в каждой из который в большинстве своем про­должала сохраняться традиционная система управления. В то же время на территории государства официально админист­ративно-территориальной единицей являлось любое горское селение с мечетью, которое было поделено на соответствую­щие кварталы (купы-чен.)12

Во время военных действий на любой из территорий этни­ческих областей государства Мансура административно — тер­риториальные границы общества или княжества либо увели­чивалась, либо уменьшалась в зависимости от того, какое ко­личество горских сел во главе с их старшинами и князьями оказывались втянутыми в активную антиколониальную борьбу с царскими войсками. Отметим, что наибольшую активность в борьбе с царизмом проявляли предгорные и равнинные села Северного Кавказа.

Власть в горских селениях находилась в руках отдельных князей, владельцев и старшин, которые избирались народом, но утверждались в своих должностях, по-видимому, имамом Мансуром. В каждом горском селении с мечетью был мула, а в больших селах — мула и кадий, которые юридически были свободны и самостоятельны, но экономически зависели от князей, владельцев и старшин.

В крупных вайнахских селах или союзах горских обществ были также муфтии — духовные авторитеты, которые ведали судебными и правовыми делами граждан. Муфтиям подчиня­лись кадии и муллы, которые также выполняли различные функциональные обязанности в горских селениях.

В период народно-освободительной борьбы горцев на Се­верном Кавказе под руководством имама Мансура наиболее преданными его сподвижниками и помощниками, которые об­ладали, кроме всего прочего, и военными способностями, про­явившимися в ходе боевых действий с царскими войсками, были: князь Малой Кабарды — Дол Мударов и уздень Берд Хап — цугов; кумыкские князья Андреевской деревни — Али-Султан Камбулатов, Чапалов Аджи-Муртазалиев и уздень Казбек Умашев.13 Не только кабардинские и кумыкские князья, но и шамхал Тарковский — Мухамед14, владетель Казикумухский Мухамедхан15), владетель Табасаранский Кадий Ростум 6), уц — мий Каракайтагский17, осетинский алдар Ахмет Дударов, а также отдельные вожди чеченских тайповых кланов, которые активно поддержали и пошли за Мансуром.18^ Однако некото­рые из этих князей и владельцев впоследствии не без активной помощи царской администрации на Кавказе отошли от Мансура, поскольку, как известно, «очень многие материаль­ные выгоды связывали… кавказских владетелей с русским государством».19

Наиболее преданные и надежные князья и владельцы со­ставляли высшее звено гражданского и военного управления в государстве Мансура и каждый из них выполнял определенные административные функции на территории своего владения и участка. В ходе военных действий против царизма ближайшие сподвижники Мансура — князья, владельцы и кадии — назначались, как правило, на должности начальников или руководителей (тамада) какого-либо крупного участка. Они фактически располагали на своих участках судебной и исполнительной властью и обязаны были приводить в ис­полнение все распоряжения Мансура. Так, например, князь Андреевской деревни Темиров одновременно являлся и кадием села.20

Кроме того, ближайшие помощники Мансура обязаны были согласовывать с ним все свои дела на участках и во владениях, защищать их военным путем от царских войск, организовывать ополчения и начальство над ними, осуществлять сбор налогов на своих участках, следить за исполнением законов шариата, организовывать суд и наказание, рассмотрение жалоб, расследование преступлений и т. д.

С целью ужесточения соответствующих мер по выполне­нию своих постановлений и решений на основе норм шариата, Мансур стал приводить к присяге народ в подвластных ему деревнях и требовать от них неукоснительного его исполне­ния. Так, например, прийдя в Андреевскую деревню (с. Энде­ри или Андрей-аул), имам Мансур в начале 1786 г. собрал всех жителей, в том числе и аксаевцев, и привел их к присяге, потребовав от них:

1) к российской стороне никого не пропускать для причи­нения вреда (видимо, без его разрешения — Ш. А );

2) за причинение вреда российской стороне брать штраф;

3) наказывать за воровство;

4) никаких торговых караванов не грабить21 и т. д.

Налоговая система государства. В государстве Мансура

существовала система различных налогов для финансирования и продовольственного обеспечения государственных органов с целью успешного ведения войны против царской Рос­сии. Государственная казна также имела ряд стабильных ис­точников поступления, основным из которых был закят — про­цент, взимаемый с ежегодного урожая, приплода скота, а с денежных доходов.

Для содержания постоянного войска (армии) местное на­селение было обложено Мансуром специальной податью: от каждой мечети — купа (квартала), то есть с 20 дворов — по одной скотине и по сабе (мешку) муки с каждого двора (дома). Кроме того, ввиду продолжающейся войны с царскими войсками и тяжелыми экономическими условиями в армии, было принято на совете решение; собираемую помощниками Мансура с каждой деревни на содержание неимущих людей подать временно отдавать мобилизированным в армию горцам.22-*

В 1786 году по требованию имама Мансура жители каж дой городской деревни с мечетью должны были отдавать 9-ю часть хлеба и другого вида урожая, или же по 20 копеек ^е нег с каждого двора для содержания постоянной армии.

» Военная организация государства Мансура. Поскольку образование различных политических и общественных струк­тур шло накануне и в ходе борьбы горцев против царизма, то вполне естественно, что многие атрибуты будущего государ­ства имама Мансура носили военный характер. Все мужчины должны были владеть любым видом оружия и по первому зову идти на защиту Отечества. Молодой человек, достигший со­вершеннолетия, считался военнообязанным. Согласно справке, составленной Командующим Кавказским корпусом генералом П. С. Потемкиным 8 ноября 1785 г., общее количество вооруженных людей от различных народов Северного Кавказа составляло от 20-25 тысяч человек (конных и пеших). Из них чеченцы составляли до 4-х тысяч вооруженных человек.24

На территории Чечни существовало специальное войско имама Мансура из мобильных отрядов и ополченцев общей численностью до 1000 человек. За службу горцы пользовались различными привилегиями, получали бесплатное про­довольствие и фураж от населения. Данное войско одновре­менно охраняло Мансура везде и всюду, сопровождало его во всех поездках и служило важным орудием для распростране­ния его власти и влияния на всей территории Северного Кав­каза.

ные выгоды связывали… кавказских владетелей с русским государством».19

Наиболее преданные и надежные князья и владельцы со­ставляли высшее звено гражданского и военного управления в государстве Мансура и каждый из них выполнял определенные административные функции на территории своего владения и участка. В ходе военных действий против царизма ближайшие сподвижники Мансура — князья, владельцы и кадии — назначались, как правило, на должности начальников или руководителей (тамада) какого-либо крупного участка. Они фактически располагали на своих участках судебной и исполнительной властью и обязаны были приводить в ис­полнение все распоряжения Мансура. Так, например, князь Андреевской деревни Темиров одновременно являлся и кадием села.20

Кроме того, ближайшие помощники Мансура обязаны были согласовывать с ним все свои дела на участках и во владениях, защищать их военным путем от царских войск, организовывать ополчения и начальство над ними, осуществлять сбор налогов на своих участках, следить за исполнением законов шариата, организовывать суд и наказание, рассмотрение жалоб, расследование преступлений и т. д.

С целью ужесточения соответствующих мер по выполне­нию своих постановлений и решений на основе норм шариата, Мансур стал приводить к присяге народ в подвластных ему деревнях и требовать от них неукоснительного его исполне­ния. Так, например, прийдя в Андреевскую деревню (с. Энде­ри или Андрей-аул), имам Мансур в начале 1786 г. собрал всех жителей, в том числе и аксаевцев, и привел их к присяге, потребовав от них:

1) к российской стороне никого не пропускать для причи­нения вреда (видимо, без его разрешения — Ш. А );

2) за причинение вреда российской стороне брать штраф;

3) наказывать за воровство;

4) никаких торговых караванов не грабить21 и т. д.

Налоговая система государства. В государстве Мансура

существовала система различных налогов для финансирования и продовольственного обеспечения государственных органов с целью успешного ведения войны против царской Рос­сии. Государственная казна также имела ряд стабильных ис­точников поступления, основным из которых был закят — про­цент, взимаемый с ежегодного урожая, приплода скота, а с денежных доходов.

Для содержания постоянного войска (армии) местное на­селение было обложено Мансуром специальной податью: от каждой мечети — купа (квартала), то есть с 20 дворов — по одной скотине и по сабе (мешку) муки с каждого двора (дома). Кроме того, ввиду продолжающейся войны с царскими войсками и тяжелыми экономическими условиями в армии, было принято на совете решение; собираемую помощниками Мансура с каждой деревни на содержание неимущих людей подать временно отдавать мобилизированным в армию горцам.22-*

В 1786 году по требованию имама Мансура жители каж дой городской деревни с мечетью должны были отдавать 9-ю часть хлеба и другого вида урожая, или же по 20 копеек ^е нег с каждого двора для содержания постоянной армии.

» Военная организация государства Мансура. Поскольку образование различных политических и общественных струк­тур шло накануне и в ходе борьбы горцев против царизма, то вполне естественно, что многие атрибуты будущего государ­ства имама Мансура носили военный характер. Все мужчины должны были владеть любым видом оружия и по первому зову идти на защиту Отечества. Молодой человек, достигший со­вершеннолетия, считался военнообязанным. Согласно справке, составленной Командующим Кавказским корпусом генералом П. С. Потемкиным 8 ноября 1785 г., общее количество вооруженных людей от различных народов Северного Кавказа составляло от 20-25 тысяч человек (конных и пеших). Из них чеченцы составляли до 4-х тысяч вооруженных человек.24

На территории Чечни существовало специальное войско имама Мансура из мобильных отрядов и ополченцев общей численностью до 1000 человек. За службу горцы пользовались различными привилегиями, получали бесплатное про­довольствие и фураж от населения. Данное войско одновре­менно охраняло Мансура везде и всюду, сопровождало его во всех поездках и служило важным орудием для распростране­ния его власти и влияния на всей территории Северного Кав­каза.

вания. Ислам провозглашал в государстве Мансура справедливое и равноправное общество людей, в котором должно торжествовать не только социальное и национальное равенство, но и равенство и ответственность каждого правоверного мусульманина перед Богом.

Известно, что при Мансуре получила свое реальное воплощение идея национального и государственного единства как внутри вайнахского общества, так и в целом в пределах всего Северного Кавказа. Хотя объединение разноэтических народов Северного Кавказа на базе единой и новой религии ислам произошло объективно в период освободительной борьбы горцев, но оно было прочным в сравнительно недолгий исторический период, в условиях военного времени. По-другому и не могло быть. Хотя и ненадолго, но Мансур образовал сплоченное и боеспособное объединение народов Чечни и Северного Кавказа.

Говоря о социальной направленности государства Мансура, необходимо отметить, что с самого начала освободительной борьбы резко уменьшилось в нем число местной феодальной верхушки и почти полностью исчезли ранее приглашенные в Чечню князья и владельцы из Кумыкии, Аварии и Ка-барды.

В Государстве Мансура были ликвидированы феодальные повинности и изъяты пастбищные и пахотные земли у князей и владельцев. Главной социальной опорой Мансура были выходцы из беднейших слоев населения. Основное налоговое бремя в государстве Мансура ложилось на социально-имущую часть населения. Очень много делалось в государстве Мансура для оказания материальной помощи и правовой защиты бедных людей, вдов и сирот-малолеток.

История государства Мансура еще раз доказывает, что успех сопротивления царским агрессорам в первую очередь зависел от сплоченности и организованности народа, борющегося за свободу своей родины. Именно эти аспекты сохраняют и в наши дни актуальность и исследования истории народно-освободительного движения горцев Чечни и Северного Кавказа под руководством имама Мансура в 1785-1791 гг. и их государственного устройства.