Основополагающие принципы вайнахского тайпа

В рассматриваемое время внутритайповое устройство вай­нахского общества было основано на соблюдении и выполнении всеми его членами основных юридических норм адатов, выражавшихся в основном в вопросах уголовного характера, а также в семейных и наследственных делах. Тайп как семейная община характеризовался правами, привилегиями и обязанностями, предусмотренными для его членов правовым институтом адатов. В свою очередь првовой институт вайнахского тайпа устанавливал для своих членов, а также в целом всему обществу 23 наиболее важных общественно значимых и обязательных принципа.1

С данным количеством основополагающих принципов, лежащих в основе вайнахской тайповой структуры, предложенным М. А. Мамакаевым, категорически несогласен исследователь Леча Ильясов, который считает, что автор в своей работе «механически перенес правила, характерные для классического рода, например, римского, на тайп, «который является социальной, а не кровнородственной структурой и тем более не является классической родовой организацией». Некоторые из перечисленных принципов М. А. Мамакаева, — указыпает Л. Ильясов, — характерны для патронимии или для небольших тайпов (для ветви тайпа («гар»), образовавшихся за счет сегментации патронимии. Он же предлагает в свою очередь в качестве основополагающих для классического че­ченского тайпа 9 признаков,2 которые присутствуют среди 23 признаков, предложенных М. А. Мамакаевым.

Этнограф С. А. Хасиев считатет, что предложенные М. А. Мамакаевым все 23 «основных общественно обязательных Ігоинципа, характеризующих род, с таким же успехом, как и к вайнахским «тайпам», можно было бы формально перенести и к адыгским «братствам» («тлеух»).3 Это говорит об общности этих принципов у многих народов Северного Кавказа в ХУ1П — ХІХвв.

Остановимся несколько подробнее на анализе основных принципов вайнахской таиповой структуры, предложенных авторами М. А. Мамакаевым и Л. Ильясовым в свете новых материалов (фольклорных и этнографических) и концептуаль­ного подхода их в связи с этим к данной проблеме.

1. Первый принцип: Единство и незыблемость тайповых обычаев (законов) для каждого члена тайпа и его родственни­ка.

2. Второй: Право на общинное землевладение. Если в XVII веке мы наблюдаем в горной Чечне и Ингушетии общее вла­дение всем тайпом пахотными землями, то позже, в XVIII веке, происходит раздел земли между отдельными семьями, что по­рождает имущественную и социальную дифференциацию в обществе.4 Л. Ильясов считает, что земли таиповой общины делились на 3 вида:

а) общие нераздельные земли (горные пастбища, берега рек и выгоны);

б) общие делимые земли (пахотные и покосные земли из древле);

в) собственные земли по праву первого завладения через очистку лесов. В недрах таиповой общины зарождалась част ная собственность на землю или право исключительного вла дения, когда земля могла перейти к частным владельцам в бессрочный залог, либо продана или обменена и т. д.5

3. Третий: Объявление всем тайпом кровной мести друго му тайпу за убийство и общественную дискредитацию члена своего тайпа. В этом случае собирался Совет старейшин тай па погибшего члена и принимал решение об отмщении за убийство. Тайп убийцы также собирал свой Совет старейшин, который искал все способы и средства для достижения при мирения с тайпом погибшего. Если две стороны не приходили к согласию, то собирался Совет племени из нейтральных тай­пов и вырабатывал условия примирения. Условия были раз­личные, в зависимости от положения того или иного тайпа. В случае отказа от примирения пострадавшая сторона объявляла, кого она намеревается убить. Убийством виновника обычно заканчивалась кровная месть.

4. Четвертый: Безусловное запрещение брака между чле­нами одного тайпа. «Если вступающие в брак из одного тайпа, то у них не будет многочисленного и здорового потомства», — утверждали вайнахские старейшины, чьи наблюдения и опыт доказывали об отрицательном влиянии браков на потомство между родственниками внутри одного тайпа.6

5. Пятый: Оказание отдельным членам тайпа помощи в слу­чае бедствий или несчастий. Традицией тайповой помощи и сегодня являются так называются «белхи», сохранившиеся у вайнахов.

6. Шестой: В случае смерти члена тайпа — объявление тра­ура всем родом. Строгое воздержание от участия в увеселени­ях. Для близких родственников такой траур длился долго, а дальние же родственники снимали траур через определенный промежуток времени с разрешения ближайшего родственника умершего.

7. Седьмой: Тайп возглавлял предводитель тайпа или, как принято говорить, «тайпанан тхьамада».7 Тамада руководил Советом старейшин и участвовал во всех делах тайпа. Однако решающую роль в управлении тайпом играл не тамада, а Совет старейшин тайпа — демократическое собрание. Исследователь Л. Ильясов при этом замечает, что предводитель тайпа (тамада — Ш. А.) при принятии решений имел равный со всеми голос.8

8. Восьмой: Выбор предводителя, производивпшйся свобод­ной договоренностью членов Совета старейшин, который со­стоял из взрослых мужчин тайпа, не носил наследственного характера. Предводитель или военачальник (баьчча), имел свод дружину (rlepa), выбирался на эту должность за его личные качества — храбрость, мудрость и красноречие. Военачальник (баьчча) пользовался властью только во время войны.

9. Девятый: Каждый тайп имел свой представительный орган — Совет старейшин (Тайпанан кхел). Решение Совета старейшин было обязательным для всех членов данного тай­па. Также обязательным и беспрекословным было для каждого члена тайпа решение предводителя тайпа (тамады)9

10. Десятый: Совет старейшин тайпа избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза. Хотя номинально должность члена Совета старейшин и была пожизненной, однако существовало правило, при котором его могли сместить.

11. Одиннадцатый: Совет старейшин тайпа заседал откры­то: каждый чеченец по своему желанию мог присутствовать на нем, получить слово и высказать свое мнение. После окон­чательного решения вопроса на Совете право голоса имели только выборные члены.

12. Двенадцатый: Все члены Совета старейшин имели рав­ные голоса.

13. Тринадцатый: Тайп имел право назначать и смешать своих предводителей (тайпанан тамада) и военачальников (баьчча). Хотя юридически закреплено было правило выбора и назначения собранием членов тайпа — предводителя тайпа, однако фактически он сам выдвигался на эту должность в силу его особых личных качеств. Предводитель тайпа нес полную ответственность за проступки своих членов и моральную от­ветственность за свое неправильное решение по отношению к ним. В свою очередь все члены тайпа должны были беспре­кословно слушаться своего руководителя. Для разбора любого вопроса собирался Совет старейшин во главе с предводителем. Его решению подчинялись все. Молодежь и женщины в решении данных вопросов участия не принимали.

14. Четырнадцатый: Бесправное положение женщины под­тверждалось при решении правовых вопросов. Женщина ли­шена была права голоса в общественно-политической жизни тайпа. С одной стороны, женщина в семье пользовалась боль­шим авторитетом, а с другой — она же была лишена граждан­ских прав.

В рассматриваемое время внутри тайпа хозяином отцовс­кого права являлся муж. Жена полностью подчинялась нео­граниченной власти мужа. Однако убийство женщины в про­шлом осуждалось и по сей день остается величайшим позором у вайнахов. Гражданские права женщины, кроме права голоса, оберегались наравне с мужчиной.11

15. Пятнадцатый: Право на усыновление посторонних лиц — принятие в состав своего тайпа нового члена. Тайп с большими торжествами принимал в свой состав нового человека. При этом вступающий обязан был в честь этого зарезать быка. Принятые в тайп не перенимали названия тайпа, никто не принуждал их к этому. Фамилии лиц, принятых в тайп, обра­зовывались по признакам их этнической принадлежности. Отчество этих лиц не произносили. Например, Суъйлин Аба, Іаьндин Исраил, Пумкин Муса и т. д. Фамилии вайнахов, как правило, образовывались от имени их ближайшего предка. Но были случаи, когда фамилии образовывались от названия тайпа.12

16. Шестнадцатый: Переход имущества умершего к членам тайпа. Имущество умершего после его смерти делили между собой члены его семьи и ближайшие родственники. И это право сохранялось среди вайнахов долго.

17. Семнадцатый: Каждый тайп имел свое определенное имя, — пишет М. А. Мамакаев, — полученное им от своего пред­полагаемого родоначальника или принадлежавшее исключи­тельно ему одному. Однако исследователь Л. Ильясов несколь­ко иного мнения по этому поводу. «На самом деле имена мно­гих чеченских тайпов связаны, во-первых, с названием селений или местности, например, Пхьамат-пхьамтой, во-вторых, с профессиональной специализацией, ср. Белгіатой — работные люди; біавлой — строители башен; в-третьих, с этничес-ким происхождением, ср. цадахарои — даргинцы/* — указывает он в своей работе.

18. Восемнадцатый: Тайп занимал особую территорию и имел свою тайповую гору, — указывает М. А. Мамакаев. Так, напр.: ДЕайн лам, Дишнийн лам, Тумсойн лам, Бенойн лам и т. д. По свидетельству Л. Ильясова коренными чеченскими тайнами считаются те, которые имеют свою гору. Хотя извес­тны случаи, когда те или иные тайпы вынуждены были усту­пать свои земли или горы в качестве платы за кровь в междо­усобных войнах.14

19. Девятнадцатый: Тайпу принадлежала и своя тайповая башня, возведенная его родоначальником. По местному адату коренные жители страны войнахов должны были иметь свои тайповые башни. Однако, надо полагать, эти башни принадлежали не всему тайпу, а его предводителю. К такому выводу приходит в своем исследовании местный археолог С. Ц. Ума-ров.15 Хотя известный этнограф — кавказовед М. О. Косвен утверждает о том, что в кавказских селениях было столько боевых башен, сколько патронимии,16 однако исследователь М. А. Мамакаев ему возражает, указывая, что владельцем боевой башни был глава небольшой группы кровно­родственных семей — тара, а не вся патронимия.17 Так, например, боевые башни в Чечне сохранили имена своих первоначальных владельцев: Унтин-гіала, Дугалин-гіала, Алдам-гіезин-гіала,

Зайтан-гіала18 и т. Д.

20. Двадцатый. В прошлом, надо полагать, каждый тайп имел свое божество с определенным обрядом религиозного культа. В данном случае имеется в виду период до утверждения ислама в горах Чечни и Ингушетии, т. е. до выступления горцев Чечни и всего Северного Кавказа под руководством шейха Мансура в 1785-1791 гг. и национально-освободительного движения на Сев. Кавказе в I половине XIX в. под руководством Шамиля и т. д. По-видимому, до принятия ислама религиозный культ вайнахов связывался с существованием мнимого божества у каждого тайпа, которому горцы поклонялись. Так, например, чеченцы припоминают такие выраже­ния в прошлом: кхенойн дела (бог кеноевцев), кіирдойн дела (бог кирдоевцев), тіерлойн дела (бог терлоевцев), міайстойн дела (бог майстинцев) и т. д.19

21. Двадцать первый. Каждый тайп справлял праздники, связанные с культом своего божества. Известно, что члены таила регулярно отмечали в прошлом праздники весны, праздники урожая и т. д. Торжества, как правило, устраивались на майданах перед храмом «цГу» и сопровождались обильной едой и выпивкой. По случаю таких праздников горцы варили специальное домашнее пиво (йий). Безусловно, это было время до принятия в Чечне и Ингушетии религии ислам.

22. Двадцать второй. Тайп имел отдельные тайповые кладбища. На таких кладбищах хоронили, как правило, толь­ко членов данного тайпа. Жену также хоронили на кладбище тайпа мужа. Обычай, связанный с тайповыми кладбищами, у вайнахов существовал давно и долго. Однако впоследствии в связи с малоземельем в горах и ростом численности населения данный обычай стал постепенно нарушаться и тайповые кладбища стали превращаться в межтайповые.

23. Двадцать третий принцип: Тайповое гостеприимство

вайнахов. Гостеприимство (хьошалла) — священный закон, обязательный для всех вайнахов. «Оно высоко ценилось у горцев. Гостеприимство входило как важнейшая черта в кодекс настоящего вайнаха»,20 — пишет Ш. М.-Х. Арсалиев. Плохое и неприветливое обращение с гостем вызывало общественное осуждение у вайнахов. Чтобы поднять авторитет и популярность своего тайпа, хозяин, он же член тайпа, жертвовал для гостя решительно всем самым дорогим. За оскорбление гостя виновник должен был нести самое суровое наказание. За убийство гостя убийца должен был платить хозяину дома 7 коров, наследнику убитого — 63 коровы, или же на общих основаниях он становился кровником хозяина дома.21

Безусловно, устои тайпа, опиравшиеся на общественно обя­зательные принципы правового института вайнахского тайпа, были очень крепки и нерушимы, и все вайнахи свое поведение и поступки строго подчиняли этим нравственным принципам и устоям. В работе за свое существование, в постоянных и довольно успешных сражениях с иноземными захватчиками вайнахи создали свои законы, обычаи и уклад жизни, которые воспитали у них сильное чувство национальной индивидуальности и целеустремленности. «Сила и устойчивость, появившиеся вследствие этих особенностей национального характера, — указывает М. А. Мамакаев, — помогли им (вай-нахам — Ш. А.) пронести все эти законы и обычаи сквозь века и

даже совмещать многие из них в наше время с новой дей-

22

ствите льностью».