Адаты1 как источник правовых отношений вайнахов

Адаты чеченцев и ингушей, как и у многих народов Северного Кавказа, имеют древнюю историю. Адаты — это обычаи, древние законы. Они создавались предками вайнахов в далеком прошлом, еще в пору первобытного общества. Но тогда адаты еще не были законом.

В рассматриваемое время основные нормы правовых отношений вайнахских «вольных» обществ и других политических образований были определены в адатах.

У народов Северного Кавказа в прошлом существовало чрезвычайное разнообразие адатов: не только каждое племя,

но и каждая община, аул, чуть ли не каждый дом и семья имели свои особые адаты, жили по своим домашним обрядам и обычаям.

Не являлись исключением в этом плане Чечня и Ингушетия. Здесь также, по-видимому, задолго до принятия ислама в каждом отдельно взятом вайнахском обществе и даже у каждого рода (тайпа) или тукхума существовали свои адаты, которые, имея много общего между собой, в тоже время несколько отличались друг от друга и даже воплощали собой суд по «правилам и законам, установленным обычаем, освященным давностью». В своих общих основах, — указывает Ф. И. Леон-тович, — все адаты кавказских горцев представляют много сходных черт и тем не менее каждая сельская община до сих пор строго придерживается своих домашних обычаев и «потому можно сказать, что нигде не развился так партикуляризм2 обычного права, как у кавказских горцев».3

О влиянии партикуляризма в обычном праве северокавказских народов свидетельствует тот факт, что рядом с общими адатами целого племени или общества существовали также «частные» адаты отдельных местностей, имевшие свои местные особенности в отдельных маленьких «обществах», аулах и тайпах.

Как известно, у многих народов Северного Кавказа есть свои местные названия идата. Так, например, чеченцы и ингуши называют свои правовые обычаи «эдиль» или «адиль». Общим тайповым понятием адата у вайнахов считается обычай, (адат) живущий в народной памяти. Под адатами подразумеваются у горцев «древние обычаи, которыми управляются все народные дела»4

Кроме того, есть другое значение адата, связанное с судом, т. е. когда идет речь об адате, как о суде, рассматривающем все дела, происходящие от несогласия между членами общества и «определяющем наказание за всякого рода преступления». По определению одного из авторов «Сборника адатов… Фрейтага «адат — есть суд по некоторым принятым правилам или законам, установленным обычаем и освященным давностью». В своде адатов другого дореволюционного автора Ольшевского следующим образом определяется значение адата: «Это есть суд посреднический, лишенный большею частью средств понудительных».5

Существовало еще и третье значение адата у горцев. В му­сульманском праве адат, как местный обычай горцев проти­вопоставляется не только шариату, но и общему государствен­ному закону, как закон местный, имеющий обязательное дей­ствие лишь в данной местности, т. е. во внутренних делах дан­ной сельской общины или народа. Таково именно значение у восточных мусульман адата — местного закона в отношении к законам верховного главы государства. Значение закона адат приобретал и на Кавказе, в основном там, где вместе с ранним утверждением ислама началось с давних времен кодифици­рование обычного права, составление из обычаев, бытовавших в народном предании, письменных Сборников адатов. Адаты, однажды записанные в такие Сборники, при дальнейшем при­менении их в судебной практике, превращались в строго обя­зательные «законы».6

При анализе социально-экономического и политического положения чеченцев и ингушей в XVIII — нач. XIX вв. мы не­вольно обращаемся к адатам, как к важнейшим правовым ис­точникам по истории Чечни и Ингушетии. Нам представляет­ся, что вопрос о правовых отношениях в сельских обществах нельзя рассматривать в отрыве от развития социально-эконо­мических отношений в Чечне и Ингушетии. Правовые отно­шения должны соответствовать материальным отношениям населения сельских обществ. Известный ученый-кавказовед В. К. Гарданов, в частности, писал, что «адаты горцев Северного Кавказа являются главнейшим, а подчас и единственным источником для характеристики социальных отношений у этих народов на протяжении многих столетий, начиная с эпохи средневековья и, в особенности, для периода XVIII — начала ХІХвв.»7

В рассматриваемое время в вайнахских «вольных» обще­ствах утверждались новые экономические отношения, осно­ванные на частной, собственности, на землю и скот. Население делилось на разные социальные группы. Внутри «вольных» обществ уже давно существовала эксплуатация человека человеком.

В XVIII — начале XIX вв. в связи с возникновением новых производственных отношений в обществе, основанном на ча­стной собственности на землю крестьянина-общинника, адаты, как и всякие правовые отношения, развивались и изменялись вместе с изменением формы производства в вольных об­ществах вайнахов. Одновременно этому изменялись отноше­ния людей в процессе производства.

Так же как и у других народов Северного Кавказа, у вай­нахов долгое время сохранялись старые адаты. Они были очень живучи, и некоторые их нормы приспосабливались к новым отношениям. Однако старые адаты не всегда давали нужные ответы на изменявшиеся общественно-экономические и поли­тические отношения в горах. Поэтому здесь предстояло, на­равне со старыми, создавать новые адаты, с учетом происхо­дивших изменений. Безусловно, новые адаты вырабатывались конкретными людьми и утверждались соответствующим ор­ганом, наделенным властью.

Источники дают ряд любопытных сведений о происхожде­нии адата, формах его образования и развития. Главным ор­ганом образования адата кавказских народов исстари являлось третейство, т. е. мировой суд посредников. Мировое раз­бирательство дел, происходившее от несогласия между чле­нами общества, служило главным источником образования новых горских адатов. Суд посредников, не находя в старом адате меры наказания на все новые случаи, должен был вы­носить решения еще небывалые, хотя и применявшиеся к об­щему духу адата. Для решения подобного рода вопросов, как правило, приглашались люди, сведущие в народных обычаях, а также мудрые старики, которые могли сохранить в своей памяти какие-либо случаи, похожие на разбираемый. Вы­работанное таким образом решение называлось «маслагатом»8 (маслаат — чеч.). Маслаат, повторенный потом в подобных же случаях, присоединялся к общей массе народных обычаев и окончательно превращался в адат,9 причем новый.

Значение маслаата, как первичной формы образования новых адатов, видно из всех показаний местных источников. У всех кавказских народов «маслаат», как «мировая сделка, соглашение», в случаях, когда он не решается существующим

адатом, то является первой стадией в процессе образования адатов. В этом отношении маслаат (мир, согласие) и разбирательство дел по маслаату, или «маслаатное разбирательство», по исконному обычаю горцев, пользуются у них таким же правом гражданства, как и адат и адатное разбирательство дел. На основе маслаатного разбирательства у кавказских народов разрешались не только тяжбы и споры между отдельными лицами, но и враждебные столкновения общин и целых племен.[1]

Третейство, как известно, с характером посреднической функции, вырабатывавшей основные начала обычного права, исстари лежало в основе всего судоустройства кавказских народов. По чеченским преданиям «маслаат» на протяжении длительного времени служил главной основой обычного права всего вайнахского народа — в прошлом все дела решались на собраниях «маслаата» стариков. Вот что говорят по этому поводу народные предания об образовании чеченских адатов. «В прежнее время пастушеской жизни чеченцев, — сообщает известный дореволюционный этнограф У. Дудаев, — в случае родовых споров, старшие в роде советовались (собирали маслаат), как бы уладить дело, уславливались и никто им не противоречил. Но, размножившись, народ стал иметь больше тяжб, суд старшего в роду стал уже недостаточным. Тогда старики всех окрестных фамилий стали собираться для совещания о прекращении беспорядков в стране. Но и суд стариков в фамилиях был недостаточен в вольном чеченском народе, потому что некому было блюсти за исполнением его постановлений. Прибегали к маслаату, или примирению; тяжущихся мирили просьбами, вознаграждениями и уступками. Но и маслаат не мог удовлетворить целой стране и всяким тяжбам, а в некоторых случаях оказывал даже вред. Мало-помалу он (маслаат) перешел в суд по адату, т. е. суд стариков (къаной кхел), занимавшийся разбирательством дел на народных сходках в определенных обычаем местах».11

Между тем, маслаат в рассматриваемое время не переставал влиять на обычное право чеченцев и ингушей. В этом отношении представляется важным свидетельство другого «Сборника адатов Нагорного округа» (1864 г.) о «маслаатном разбирательстве», имеющем у чеченцев равную силу с судом по адату. «…Иногда, ежели на предложение суда окончить дело маслаатом тяжущиеся согласны, — говорится в Сборнике чеченских адатов, — маслаат делается прямо в суде и даже у кадия»; когда же дело на суде по шариату, то в этом случае депутаты суда или кадий являются посредниками тяжущихся. В этом случае дело решается по совести: раз состоялось «маслаатное решение», оно по обычаю немедленно исполняется и не принимается на апелляцию ни адатом, ни шариатом.12

Кроме мирового (мирного) разбирательства, занимавшегося выработкой в форме судебного «маслаата» основных начал адатного права кавказских народов, последнее образовалось также вне судебной практики, а именно: в форме масл-латов вечевых, на мирских сходках, исстари являвшихся наравне с третийством главными органами обычного права народа. По основному мусульманскому праву каждое сельское общество правоверных имело свои сходы стариков и почетных людей для совещаний в общественных делах. На таких сходах, при недостатке адатов по тому иному вопросу, старики устанавливали мирский «маслаат», превращавшийся при дальнейшей практике в постоянный адат общества.13 Такие же правила в рассматриваемое время существовали у всех кавказских народов, в том числе и у вайнахов.

Подобные «Советы» стариков, как, например, в лице «аксакалов» (белобородых старцев) у дагестанских народов, «къаной» (старейшин) у вайнахских народов, и вообще мирские сходы и собрания с их маслаатами по общественным делам, существовали у многих народов Северного Кавказа — осетин, чеченцев, ингушей и т. д. По словам У. Лаудаева с умножением чеченских родов старики всех соседних фамилий стали собираться для совещаний о прекращении беспорядков в стране. На Совете старейшин им определялось, какое наказание (возмездие) должно последовать за различные преступления. «Старики (къаной) возвращались домой, объявляя фамилиям устно свои решения и заставляли их клясться свято исполнять их».14 В данном случае автор У. Лаудаев имеет в виду, по-видимому, один из древнейших и почетнейших институтов вайнахов — суд «Мехк-кхел» (дословно «Суд Страны» или «Совет

Страны), который существовал вплоть до принятия и утверждения ислама и мусульманского права (шариат). «Мехк-кхел» совершал все действия судебного разбирательства на основе местных адатов.

Все ссоры в те далекие времена судились мудрыми стариками, — указывает Ф. И. Леонтович, — и они в то время были умнее, жили очень долго, знали также много и всегда решали по справедливости, по своему уму, не руководствуясь никакими другими законами.15 По всей вероятности, речь идет о «Суде старейшин», на котором рассматривались спорные вопросы и выносились решения и окончательные приговоры на основе адатов. Из таких определений складывался постепенно у чеченцев и ингушей новый адат называемый «эдиль», или «адиль».

Наравне с некоторыми способами выработки новых адатов, в то же время мы не можем не учитывать, что в правовых отношениях вайнахских вольных обществ применялось много норм старых адатов. Известно, например, что адаты чеченцев и ингушей записанные в первой половине XIX в. сохранили много норм обычаев, оставшихся еще от первобытнообщинного строя. Отражением их, прежде всего, являются:

а) кровная родовая месть (у чеченцев и ингушей в случае убийства одного из членов тайпа кровная месть распростра нялась не только на убийцу, но и на его родных братьев, дядей и племянников), или же в мести участвовали все ближайшие родственники его семейной общины;16

б) применяемые в своем тайповом обществе такие виды доказательства, как отрезание мужем носа у своей жены и убийство прелюбодея (если муж не успел убить прелюбодея своей жены, тогда муж отрезает у своей жены нос и прогоняет ее к родственникам, потом сообщает об этом своему обществу, которое по обычаю налагает соответствующий штраф…;

в) умыкание, похищение невест (из истории вайнахских адатов известно множество примеров насильственного увода женщин посторонними мужчинами без ее на то согласия);

г) при определении наказания адаты вайнахов, естествен но, учитывали и социальное, и сословное положение члена общества. Степень наказания могла быть изменена в зависи мости от того, кто был по социальному положению постра­давший, а кто — совершивший преступление. Если он принадлежал к княжескому, владельческому сословию, то применялась одна мера наказания, если к узденю и старшине — другая мера, а к рядовому крестьянину — третья и т. д.